Главная >> Коучинг >> Виды содействия коуча клиенту в работе с внутренними препятствиями.
 

Виды содействия коуча клиенту в работе с внутренними препятствиями.

Печать

Методы и инструменты коучинга для помощи клиенту в преодолении этих препятствий.

 

                                              “...только тот, кто внемлет сознательно силе внутреннего голоса,  становится личностью»

Взаимоотношения коуча и клиента в коучинге, после прояснения желаемого результата,   которого хочет достичь клиент,  строятся на взаимодействии в преодолении внутренних препятствий на пути к результату. Задача коуча – помочь клиенту на этом пути достичь желаемого результата. Процесс взаимодействия коуч – клиент проходит во внутренней психической среде ВПС клиента.  Здесь, в ВПС, под воздействием внешних факторов, а иногда и без них, разыгрываются все психические явления: творческие, патологические, сознательные и полуосознанные. Здесь возникают энтузиазм, депрессия, тенденции   к творчеству, неврозы и  т.д.  Внутренняя психическая среда человека - это та реальность, которая определяет все его отношения с миром и, соответственно, его положение в этом мире.

Перспективным методом психокоррекции внутренней психической среды человека является стимуляция процесса направленной самоорганизации этой среды,  чем собственно и занимается коуч в работе с клиентом.

Говоря о методах, используемых в коучинге,   в качестве базовых выступают наблюдение и беседа, в некоторых случаях используется анкетирование, тестирование (шкалирование), анализ продуктов деятельности.  Если в том, что касается  методов, больших разногласий у представителей данного подхода нет, то в выборе конкретных приемов (инструментов) работы с клиентом каждый коуч придерживается своих профессиональных предпочтений. Эти предпочтения зависят   от предшествующего опыта, полученного специалистом в русле того или иного психологического направления (гештальт-психологии, нейролингвистического программирования, гуманистической психологии, телесно-ориентированной психологии, трансперсональной психологии, когнитивной психологии и т.д.).

В контексте трансформационного коучинга (М. Аткинсон, 2001) считается,что в коучинге предпочтительнее целостный, системный подход, а работа склиентом должна затрагивать все уровни в направлении сверху – вниз, отмиссии к окружению, что в соответствии с теорией Г.Бейтсона, развитиеосознанности на более высоком  логическом уровне приводит к изменениямна более низких уровнях).

Различные авторы в разной мере привержены к использованию в практикеработы приемов и инструментов НЛП. Так, Р. Дилтс, известный теоретик ипрактик НЛП  предлагает к использованию в формате коуч- сессии всесамые эффективные приемы, позаимствованные из этого направления,напротив, Л. Уитворт  и др., разработчики коактивного коучинга,используют в своей работе лишь немногие элементы НЛП, связанные впервую очередь с визуализациями, представитель английской школыкоучинга М. Ландсберг предлагает работать с техниками, которые былипочерпнуты им в процессе изучения опыта самых успешных людей мира, М.Аткинсон интегрирует в практику коучинга как техники НЛП, так и другиеприемы, разработанные в различных направлениях психологии именеджмента.

Согласно А. Маслоу "Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешьприслушиваться к себе, к собственной caмости, в каждый момент жизни"

Центр личности, или  с позиции психосинтеза – истинное  Я,рассматривается как самая элементарная и вместе с тем неизменная частьнашей личности — ее ядро. Причем оно полностью отличается от всехдругих элементов нашей личности (чувства, мысли и т. п.). В результатеистинное Я может функционировать как «объединяющий центр»,координирующий взаимодействия всех остальных элементов личности.

Все остальные элементы личности могут меняться с возрастом взависимости от той или иной ситуации, от того, здоров человек илиболен, пребывает он в радости или печали, но есть в человеке нечто, чтовсегда остается одним и тем же. Это «нечто» и есть истинное Я. «Можносказать, - пишет П. Ферруччи, — что истинное Я— это состояние сознанияв его химически чистом, неразведенном виде; это состояние психическойнаготы, в котором мы сняли с себя все психические одежды — мысли,чувства и представления, телесные ощущения».

И вот это «чистое сознание», оставаясь стержнем личности, можетлегко идентифицироваться с различными элементами личности, но приопределенном навыке может отделиться от них, стать «самостоятельным,независимым центром» (дисидентификация), из которого, как изукрепления, можно наблюдать за своими эмоциями, мыслями, поступками, апри соответствующей тренировке — управлять ими.

Таким образом, истинное Я — это та часть личности, которая способнаотслеживать любой аспект нашей психики, не будучи вовлеченной в ееатмосферу.   В этом контексте интересна мысль П. Ферруччи: «Впсихосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером. Оно —скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременностьи чуткое руководство». 

Нам видится близким к этому подходу юнгиановское понимание Самости.Самость – архетип центрированности. Это единство сознания ибессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различныхпротивоположных элементов психики. Самость определяет функционированиецелостной психики методом интеграции. Самость – представляет собойсердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены вседругие элементы.

 Психологическая подготовка коуча позволяет ориентроваться впсихологических процессах происходящих у клиента, имея своего родакарту «местности» на которой происходит взаимодействие клиента со своимпсихическим материалом, и посредством вопросов обращать вниманиеклиента на те «внутренние  координаты», которые  ведут в желаемомнаправлении.

Процесс самоорганизации психического состояния клиента должен пройти, с поддержкой коуча через четыре фазы:

- снятия психоэмоционального напряжения, годятся все релаксационные процедуры;

- выявления опорного ресурса у клиента, хорошо работают техники временной регрессии;

- нахождения пускового механизма настройки на положительныйжизненный опыт и соответствующие ему состояния, эффективны различныепроективные методики, было замечено, что очень эффективны пусковыемеханизмы связанные с определённой позой, движением;

 - отработка желаемой трансформации  самоощущения.

Пример работы с клиентом.

1. Этап.

Заявленное для работы дискомфортное состояние – волнение привыступлении перед аудиторией, ответственном разговоре. Также этаситуация была конкретизирована. В текущий период Л.О. испытывалаподобное состояние (проблема была актуальна), так как через 3 дня ейпредстояло проведение учебного тренингового занятия с группойстудентов. По описанию Л.О. в подобных ситуациях - ожиданиявыступления, важного разговора и т.п. – возникает умственное ифизическое напряжение с переживанием тревоги и беспокойства, нарушаетсясон, так как в умственном плане постоянно «прокручиваются» различныеварианты протекания ожидаемого события.

Однако на данном этапе работы не всегда участник может сразуопределиться с дискомфортным состоянием, либо не хочет раскрыватьпсихологу его особенности и даже область жизни, в связи с которой оновозникает. Это и не обязательно, хотя желательно, но в этом случаеважно, чтобы сам участник определился с тем, чем он будет работать надальнейших этапах, умел точно представить ситуацию. В качестве такогосостояния также можно использовать переживания, возникавшие на этапеработы с программой панорамного чтения (2 этап общего тренинга).

2. Этап.

2.1. При выполнении данного этапа участница Л.О. быстро смогларасслабиться с использованием дыхания («На выдохе приятная волнарасслабления наполняет вас»). Однако, на данном этапе возникаюттрудности, если участник не может переключится на внутренние ощущения –его слишком занимает окружающая обстановка, либо не может расслабиться.Иногда возникающие при расслаблении образы вызывают у участника смехили другие эмоции и он прерывает расслабление, открывая глаза. В этомслучае требуются дополнительные разъяснения и более длительный этапрасслабления (например поэтапное расслабление отдельных частей тела).Это может занять 1-2- занятия. Однако важно достичь относительногофизического расслабления и погружения во внутренний мир. Иначедальнейшая работа мало эффективна.

2.2. При описании прохождения данного этапа участница Л.О. отмечала,что наиболее всего получалось почувствовать зрительные и двигательныеощущения, и менее всего – обонятельные. Но образ был приятен и вызвалглубокое расслабление и погружение в свои ощущения.

2.3. На этапе настройки на положительный жизненный опыт исоответствующие ему состояния О.Л. обратилась ко всем вспомнившимся ейуспешным ситуациям и выбрала самую яркую. Эта ситуация не была изобласти, заявлено для работы, но давала ощутимое изменение состояния иприлив сил.

2.4. Участнице удалось глубоко прочувствовать найденное ресурсноесостояние. Л.О. отметили, что в этом состоянии особый характер мыслей –они спокойные и уверенные, нет суеты, но нет и пассивности. При егопереживании меняется поза – выпрямляется корпус, плечи«разворачиваются». Возникает уверенность, что все будет получаться,много сил и возможностей.

3. Этап.

На формирование пускового механизма ушло немного времени – оченьбыстро возник устойчивый образ, легко ассоциировавшийся ссоответствующим ему состоянием. Это был динамичный образ животного. Примысленном слиянии с символом происходила смена состояния. Хотя не оченьбыстро. 

4. Этап.

На данном этапе О.Л. потребовалось 3 раза проиграть неприятнуюситуацию, прежде чем она почувствовала, что может перейти в ресурсноесостояние и оставаться в нем. При этом отметила, что изменился ходсобытий и она начала вести себя в воображаемой ситуации совершено подругому, чем это было в реальной жизни.

5. Этап.

О.Л. применяла найденное ресурсное состояние в нескольких ситуациях.Отмечала, что оно помогло ей, хотя некоторые ситуации не относились кзаявленной проблемной области (беспокойство перед выступлением). Такпри длительной поездке в автобусе О.Л. не могла заснуть (обычная длянее ситуация в транспорте), хотя очень устала. Использование символа ипереход в соответствующее ему состояние помогло ей расслабится изаснут. Проснулась она уже перед самым приездом в пункт назначения.Также пусковой механизм использовался при ожидании занятия состудентами. Так накануне, отмечает О.Л. возникло беспокойство, к вечеруоно усилилось. Уже в постели О.Л. не могла заснуть. Перейдя в ресурсноесостояние она  продолжала обдумывать ход предстоящего занятия. Проигравзанятие от начала до конца несколько раз она уснула. Это проигрывание вресурсном состоянии помогло ей на следующий день снизить напряжение –так как она чувствовала уверенность, что правильно выполнит все этапы иможет предусмотреть ситуации, которые заметили при вечернемрассмотрении. Перед началом занятия О.Л. не смогла изменить состояние,но это ей удалось сделать в его начале. Напряжение спало и занятиепрошло успешно.

В дальнейшем при работе с О.Л. был сделан акцент на усиление ресурсного состояния и отработку автоматического перехода в него.

      Итак этапы методики:

1.    определение ситуации и  особенностей её отображения в модальностях восприятия: проблемные переживания

2.    цель: желаемая трансформация  самоощущения

3.    образ   себя под цель (целевой образ – под цель) 

4.    опора на свой ресурс: настройки на положительный жизненный опыт и соответствующие ему состояния

5.    найти пусковой механизм перехода в ресурсное состояние, реализующий этот образ

Работа в коучинге с нейро-логическими уровнями Дилтса показала эффективность такого подхода на уровне коррекции поведения.


этапы методики


Работа с препятствиям на уровне   «окружение» в этой картографиипсихических процессов у клиента хорошо работают методики с анализомтенденций в его жизни: что уходит и что новое появляется.

Работа с внутренними препятствиями локализуемыми на уровнеспособностей хороши психотехники идеомоторной тренировки т символьнаярасстановка ситуаций вызывающая проблемное восприятие клиента.

Уровень ценностей и убеждений является основным энергетическимисточником активности клиента и требует проработки осознания зачем  Этоему надо и Почему он к этому стремится. Описанные методикикартографирования у Дилтса дополняют широкий арсенал различных тесьовыхметодик на выявление ценностной ориентации клиента.

А вот уровень самоидентичности, кто Я, требует выявления сильныхпозиций личности, источников его ресурсных состояний и проявленияличностного ядра. Эффективны здесь различные методики направленнойвизуализации.

И наконец, работа на духовном уровне в модели Дилтса, связанный сосознанием своей миссии, во имя чего?, в нашей практике эффективнопрорабатывался в сессиях холотропного дыхания, иногда с подключениемдругих трансперсональных техник (медитативных, телесно-ориентированныхи др.).


Варианты тем прошедших сессий:

1.    Хозяйка салонов «Всё для женщин» в недоумении, почему в одномнебольшом салоне всегда полно клиентов, а в другом, с более современнойотделкой, большим ассортментом услуг и расположенном, вроде в удобномместе   не окупают  затраты.

Результат осознания в процессе сессии. В  первом уютная обстановка.Второй – слишком современный и воспринимается как технологическийпроцесс.

2.    Владелица обувного магазина искала выход из непрерывных кредитови увеличиваюшихся долгов. Утвердилась в варианте принять помощь старогодруга.

3.    Женшина топ-менеджер в фирме проясняла для себя причину неустраивающих её отношений с хозяевами фирмы. Результат – нашла формуобъяснения с вадельцами фмрмы.

4.    Вариант конфликта самореализации в личностном развитии иинерции мужа не желающего разделить её увлечения. Вариант осознаниясвоей излишней напористости и претензий.

5.    Вариант – необходимость утвердиться в смене надоевшее и «бессмысленной»профессии.

6.    Топ менеджер с трудом появляется вовремя на работе. Прекрасныйспециалист, личный транспорт. Работу любит. Осознание и появившийсявариант утренней самонастройки.

7.    Запрос на сессию по психосоматическим расстройствам. Результат– необходимость смены места работы ввиду не состоявшихся ожиданий искрытых претензий к руководителю. 


 

 
 
Последние комментарии