Главная >> Наши публикации >> Личный тренинг самореализации
 

Личный тренинг самореализации

Печать

 

Успех человека зависит от его способности предвидеть, что с ним произойдёт в следующее мгновение и его способности адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию. Непрерывно меняющиеся бытовые, социальные условия заставляют человека  развивать эти способности всю свою сознательную жизнь. Однако, непрерывная учёба требует от человека достаточно значительных волевых усилий и наличие опытных учителей, помогающих избегать крупных ошибок и значительных затрат жизненной энергии.

Получившее в последнее время  широкое распространение направление в практической психологии – личный тренинг (couching ) направлен на то, что бы развить необходимые качества, требуемые человеку для его успешной самореализации, экономя при этом ему здоровье, время и силы. 

Наша система личного тренинга имеет следующие ступени подготовки, дающие навыки успешного саморазвития в последующей жизни:

-обучение саморегуляции;

-обучение самоорганизации;

-обучение достижению цели;

-обучение саморазвитию;

-обучение самореализации.

Обучение саморегуляции имеет две ступени: 

-тренинг саморегуляции на уровне тела – расслабление, самовосстановление и адекватная мобилизация;

-тренинг саморегуляции на уровне управления своей энергетикой. Этот уровень в свою очередь делится на несколько ступеней в зависимости от желаемого уровня влияния в своей жизни на – здоровье, отношения, исполнение желаний,  социальное признание, приобретение новых качеств, самореализацию, влияние на свою судьбу.

     Обучение приемам активной саморегуляции психических состояний проводится с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям, воспитания способностей быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения

Обучение самоорганизации состоит из следующих ступеней:

-осознание своих особенностей и использование сильных сторон своей личности;

-активация своих потенциальных способностей  в сложных реальных жизненных ситуациях;

-активное использование интуиции, творчества, интеллекта.

Обучение достижению цели проводится через:

-развитие способности выявлять приоритетные цели и принимать эффективные решения для их достижения;

-развитие способности отказываться от прежних приоритетов, когда они препятствуют достижению личностно значимых целей в новых условиях. 

 Обучение саморазвитию складывается из:

-развития холотропного сознания;

-установления контакта со своей внутренней сущностью;

-рразвития доверия к водительству высшей иерархией.

Обучение самореализации состоит из:

-осознания своего личного мифа и своей личной судьбы;

-понимания своего предназначения;

-обучения следованию своим ценностям в любых жизненных обстоятельствах. 

Обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям, воспитания способностей быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения.

В   самореализции человека можно выделить три направления:

-Обеспечение собственной безопасности;

-стремление быть успешным;

-желание реализовать свои глубинные потребности.

Все направления связаны с психологическим обеспечением внешних взаимодействий и организацией своей внутренней психической среды.

Обеспечение внешних взаимодействий - внешние аспекты самопроявления:

-обеспечение безопасности – развитие интуиции, способности к прогностике событий;

-обеспечение успешности – эмоциональная саморегуляция, психическая устойчивость, объёма сознания и развитости интеллекта, способность отождествления с «иными» картинами мира и толерантность к ним;

-обеспечение реализации глубинных потребностей – гармония «домашней среды», раскрытие внутреннего потенциала.

Организация своей внутренней психической среды:

-безопасность жизнедеятельности напрямую связана с навыками релаксации и способности самовосстановления;

-успешность напрямую зависит от эмоциональной устойчивости и внутренней свободы;

-       реализация глубинных потребностей определяется степенью осознанности СВОИХ  предпочтений.

Синергетическая концепция личного тренинга

Сознание можно упрощённо представить в виде некой системы производящей продукт в виде эффективных решений. Энергетические затраты на "производство" решений поставляются чувственной и волевой сферой находящихся в сложной зависимости. С одной стороны волевая сфера организует усилия по доведения сложного процесса принятия решения до завершения, но при отсутствии позитивного эмоционального подкрепления процесс принятия решения затягивается на неопределённое время. При положительной стимуляции, даже сверхсложные решения становятся реальностью. Таким образом, положительная обратная связь творит чудеса и наоборот. С другой стороны известно, что непрерывная стимуляция обесценивается и опять наступает застой.

Выясняется, что наиболее эффективна небольшая, но разнообразная стимуляция.  Таким образом  эффективное производство решений требует положительной стимуляции, изменяющейся по виду при тенденции к снижению эффективности работы сознания. Наиболее сильной стимуляцией является расширяющиеся возможности, приносящие принимаемыми решениями. Причём должна соблюдаться тенденция к расширению спектра и объёма этих возможностей, иначе наблюдается застой в чувственной сфере и падает энергия, обеспечивающая эффективность принимаемых решений. Этот механизм движет саморазвитие сознания, но при условии, что принимаемые решения связаны с реальными возможностями подкрепляемые позитивными переживаниями. Если же результат деятельности сознания остаётся абстрактным продуктом не несущим расширение возможностей, то отсутствует положительная стимуляция для деятельности сознания. Поэтому все психотехнологии саморазвития должны быть связаны с реальным расширением возможностей в жизни практикующего. В силу новизны возможностей, проявляемых в процессе практики саморазвития, необходима организация внимания на признаки зарождающихся возможностей, что делает процесс саморазвития интенсивным. Инициация новых возможностей у практикующего приводит к лавинообразному проявлению нового качества, которое захватывает на некоторое время всё внимание, и при участии волевой сферы осваивается, до тех пор, пока это качество не станет обыденным и больше не приносит  новых переживаний. В этом случае, требуется новая инициация в новые возможности, в связи с чем, появляется возможность развития нового качества.  

В случае появления негативных переживаний, угнетающих развитие нового качества, требуется  переключение внимания на позитивный опыт восприятия той же самой ситуации.      

Применение синергетического метода требует пересмотра, в соответствии с современными   достижениями физики и философии, привычной картины мира. Дуалистический взгляд на мир давно уже не удовлетворял практических психологов. В этой картине мира не могут найти объяснения результаты духовных практик и достижения трансперсональной психологии

 Монистическая парадигма строения мира сразу создала пространство для развития многих методов трансперсональной психологии, позволила по-новому ставить задачу исследования сверхспособностей человека и использовать громадный духовный опыт личностного развития в психологической практике. С этой позиции появляется возможность по-новому представить взаимоотношения сознания, внутренней психической среды человека и режимов функционирования его мозга.

Если я себя воспринимаю как некоторую сознательную пылинку несомую в безбрежном океане неведомыми силами, то нет никакой надежды на моё личное влияние на то, что со мной происходит. Надежда появляется только тогда, когда я начинаю осознавать себя как взаимосвязанную со всем миром точку сознания, границы которой определяются только внутренними ограничениями самого этого сознания. В этом случае можно  конструктивно переформулировать свою проблему: как расширить границы моего сознания, что бы я руководствовался в каждый момент своей жизни наилучшим для меня выбором.  Такая возможность появляется если моё самосознание отождествится с самосознанием включающем меня и все мои связи с Миром. В соответствии с древневосточной мудростью: “Что вверху, то и внизу” поиск  состояния такого восприятия возможен как во внешнем мире, так и внутри себя. Во внешнем Мире - это Создатель, во внутреннем - это самость, дух, высшее Я

  Цель психотерапевтической практики, построенной на этой концепции, заключается в   обретения веры в себя.  Сознание в этом процессе является силой, преобразующей внутреннюю психическую среду.

. Целевая самоорганизация внутренней психической Среды требует осознанной психотренинговой практики направленной на поддержание процессов самоорганизации в соответствии с проявленным аттрактором, который является внутренним регулирующим центром, определяющим все жизненные ценности и, соответственно, все поведение человека.

 

 Процесс самореализации, можно разбить на следующие фазы:

ориентация во всех ситуациях на раскрытие своих высших потенциальных возможностей;

выявление ограничений – психических установок мешающих в проблемной ситуации быть спонтанным и эффективным;

отождествление с целостным, доступным  на данный момент, отношением с миром и осознание имеющегося опыта трансценденции осознанных ограничений. На этом этапе проводится психологический тренинг с психофизиологической обратной связью преодоления внутренних ограничений препятствующих эффективной самореализации;

реальный результат только тот, который сопровождается максимальным раскрытием потенциальных возможностей человека

для того, чтобы картина Мира интегрировала новый опыт, должен пройти процесс самоорганизации новой целостности, иначе этот опыт будет отторгаться и следующая подобная ситуация опять может оказаться проблемной. Для этого были разработаны, на основе синергетической теории управления, пять принципов отношения с новым опытом, поддерживающий процесс самоорганизации новой психической реальности.

 В соответствии с принципами синергетики вся сознательная психическая работа должна руководствоваться следующими правилами.

Правило первое. В каждый момент ситуации концентрировать внимание на том, что по внутреннему ощущению является наиболее важным для конструктивного разрешения ситуации. Этот объект внимания и будет тем притягивающим аттрактором, достижение которого вовлечет в кооперативное взаимодействие в процессе самоорганизации все психические процессы.

Правило второе. При малейшем ощущении недоверия, отторжения, внутреннего или внешнего барьера в восприятии ситуации или какой-либо деструктивной психологической защиты, направить усилия на внутреннее самораскрытие. Внутреннему самораскрытию способствует расширение объема восприятия ситуации с последующей концентрацией на признаках успешности разрешения ситуации.

Правило третье. Доверие к происходящему с концентрацией на желаемом результате, с периодическим расширением сознания на все компоненты ситуации, вместо подавления или манипуляции - основное условие существования самоорганизующегося процесса.

Правило четвертое. Поддерживать приток энергии в ситуацию, используя при этом все внешние и внутренние стимулы как источники энергии.

Правило пятое. В процессе развития ситуации переносить внимание на новое содержание, новые свойства, качества, параметры, показатели ситуации которые могут быть проявлением новой структуры с принципиально новыми свойствами. Вовремя замеченные, эти проявления способствуют более эффективному завершению процесса самоорганизации с желаемым результатом

 

Методики психотренинга с психофизиологической обратной связью

Перед тренингом проводится предварительная диагностика личностных психологических особенностей, индивидуальных ограничивающих установок и видов фобий и зависимостей.

Психологическая практика, индивидуальная либо  групповая, делающая возможность целевую самоорганизацию ВПС, - проводится по следующему алгоритму:

1.В предварительной психологической подготовке формируется образ желаемого результата, который выполняет роль аттрактора в процессе самоорганизации новой психической структуры путём создания во внутренней психической среде человека метафорической образной ситуации, ассоциативно представляющей идеальный вариант согласованной проблемной ситуации. Эта метафорическая образная ситуация должна отражать структуру проблемной ситуации;

2.Музыкальное и вербальное сопровождение всей процедуры направлено на формирование соответствующей активности мозга для активации глубинных слоёв психики;

3.Выполняются дыхательные и энергетические упражнения,  дающие дополнительную энергию для преодоления психологических защит и формирования во внутренней психической среде новой желаемой структуры;

4.Согласно предварительной инструкции, после завершения каждого законченного фрагмента глубинных "погружений" во внутреннюю психическую среду, участник психотренинга переводит себя в режим осознанного закрепления материала психосоматических переживаний в этом фрагменте;

5.Закрепление процессов самоорганизации во внутренней психической среде проводится путём проговора и в рисунке материала переживаний;

6.Дальнейший успех процесса самоорганизации связан с отождествлением индивида  с желаемым образом себя и проявлением отдельных его качеств в повседневных поступках, что и является  процессом структурирования внутренней психической среды в соответствии с желаемым образом.

Все тренинги проводятся в три этапа, длительность которых определяется индивидуальными особенностями человека.

Первый этап. Тренинг с инструктором.
Второй этап. Самостоятельный аутотрренинг с аудиальной и зрительной обратной связью по информативному признаку динамики тренируемого качества.
Третий этап. Тренинг в проблемных ситуациях с регистрацией психофизиологических реакций с последующим анализом.

 

Тренинг №1. Обучение релаксации с психофизиологической обратной связью по индексу напряжённости.

 

Тренинг №2. Тренинг эмоциональной устойчивости с психофизиологической обратной связью по  ритмам вариации RR интервального ряда кардиограммы.

 

Тренинг №3. Тренинг самораскрытия и энергетической активации с использованием психофизиологической обратной связью по параметрам вегетативной нервной системы.

 

Тренинг №4. Тренинг расширенных состояний сознания с психофизиологической обратной связью по ритмам электрической активности мозга.

 

Это базовый набор тренингов, из которых составляется программа тренингов по наработке личных качеств необходимых для успешной самореализации.

 

Особенностями работы практического психолога является, с одной стороны, уникальность ситуаций, с которыми к нему обращаются (что требует индивидуальной работы в каждом случае), а с  другой стороны, активное участие клиента в решении своей проблемы требует ясной и  понятной не специалисту схемы  его поведения. Находясь в затруднительном  положении клиент обращается к практическому  психологу, поскольку у него  не хватает жизненной энергии  для  преобразования ситуации. Лучшее, что может сделать практический психолог, - это помочь клиенту восстановить его связь с  его источником жизненной энергии.  Трансформация состояния человека, “застрявшего” в ситуации  и  теряющего свою жизненность из-за невозможности из неё выйти, в состояние уверенного, принимающего  всё,  что с ним  происходит, и способного самостоятельно выйти за  рамки  своего опыта, достигается за счёт Постижения своей включённости в Мир. Этот процесс требует перестройки замкнутого сознания, отделённого от мира человека в сознание, способное к эмпатическому включению в любой объект своего внимания: ”Я  есть то” - в  этом заключается  способность к переходу в новое измерение сознания и способность к трансперсональному  опыту .

 

В зависимости от доминирующей жизненной установки можно выделить несколько типов поведения в проблемной ситуации.

Тип 1. Преобладающая установка на избегание или игнорирование ситуации. Оценка проблемной ситуации ведется по шкале: приятно - неприятно. “Это мне неприятно и я “в упор” этого не вижу” - одно из типичных высказываний такого человека. Такое поведение приводит к  большим затратам адаптационного ресурса организма, сужению объема восприятия, зацикленности по преимуществу  в одном измерении ощущений , что приводит к обеднению эмоциональной сферы и ограничению познавательной  способности. 

Тип 2. Преобладающая установка в поведении направлена на подавление или поглощение. Оценка проблемной ситуации ведется по шкале: “Я этого хочу - Я этого не хочу”. Неудовлетворенное желание, подавленная потребность или полная поглощенность своим желанием вызывает зацикленность в аффективной сфере, состояние фрустрации, психоэмоционального напряжения, возбуждает агрессию, озлобление или переживание обделенной жертвы.

Тип 3. Преобладающая установка в поведении  - противостояние, борьба за справедливость в этом мире. Оценка проблемной ситуации ведется по шкале: “Это хорошо - это плохо”. Как следствие, основное состояние при  этом - зацикленность на нежизнеспособных  ментальных конструкциях - непрерывный внешний и внутренний конфликт, что ведет к невозможности ни с кем сотрудничать, к недоверию в любой ситуации и развитию психологических защит: изоляции, отрицанию, аутоагрессии, регрессии, реактивных образований и т. д. .

Тип 4. Преобладающая установка - действие по модели, аналогиям, прецедентам, по требованию обстоятельств, правил, мнений, морали, совести и т. п. . Оценка проблемной ситуации  ведется по шкале: “Так надо - так не надо”. Такое поведение направлено часто на снятие ответственности с себя и  ведёт к усугублению противоречивости внутренней картины мира, формированию ложных ценностей, масок,  что приводит  к саморазрушению, невозможности самореализации. Познавательная способность подменяется набором искусственных схем.

Тип 5. Преобладающая установка в поведении направлена на преодоление противоречий во взаимоотношениях с миром,  стремление идти до конца в любой ситуации, несмотря на чувство страха, опасности выхода ситуации из-под контроля и невозможности управления ею. Оценка ситуации ориентирована на внутреннее ощущение “правильности - неправильности” своего поведения. Такая жизненная установка ведет к интеграции, освобождает от внутренних и внешних барьеров, и процесс внутренней самоорганизации завершается расширением жизненного пространства и обретением новых возможностей взаимоотношения с миром, при достаточной настойчивости возможен прорыв в четвёртое измерение сознания, обретение внутренней свободы от внешних и внутренних обстоятельств.

 

Психотехника расширения зоны адаптации для человека с преобладающей установкой типа 1, в первую очередь, в соответствии с принципами самоорганизации 1 - 5 (ниже  описаны пять основных  принципов самоорганизации) должна быть направлена на принятие неприятного, доставляющего боль, накопление опыта поведения в области за пределами удовольствия и до уровня болевого торможения. Психотренинг  управления своей чувствительностью и устойчивостью при воздействии репрессирующего фактора даст возможность расширить область комфорта даже при наличии неблагоприятных  факторов. Для такого типа прежде всего необходим телесноориентированный тренинг . При попадании в ситуацию неразрешимого внутреннего конфликта трансформация жизненных установок возможна при освоении личностью внутренних измерений познавательной способности и аффективной сферы. 

Психотехника расширения зоны адаптации для человека с преобладающей установкой типа 2 должна быть направлена на развитие способности мобилизации и сохранения устойчивости своего состояния вопреки сопротивлению среды или воздействия “пожирающей” страсти желания или нереализованной потребности. Психотренинг эмоциональной сферы: осознание иррациональных искажений своего восприятия, тренинг настойчивого поведения в жизненных ситуациях - повышают жизнеспособность человека с установкой данного типа. Направленность энергии аффективной сферы у такого человека на свои познавательные способности может привести к существенному изменению представления о Мире.  

Психотехника личностного развития человека с преобладающей установкой типа 3 направлена на развитие  эмпатии, способности к самоотстранению, что повышает его способность к ориентации на конструктивное разрешение проблемной ситуации без потери энергии на борьбу с факторами, которые не могут быть изменены; при этом появляются хорошие шансы на выход в высшие состояния сознания и обретения гармонии с миром .

Психотехника освобождения поведения человека  с преобладающей установкой типа 4 от давления своих нежизнеспособных психических структур направлена на развитие пластичности, умения находить в противоречиях единство, способности к снятию сверхкритичного восприятия мира, осознание взаимосвязанности всего в Мире и его целостности, освоению своей аффективной сферы, своей телесности и сферы эмоций. При развитии этих качеств появляются шансы на трансформацию как восприятия, так и жизненной установки.

Интеграция личности подразумевает процесс формирования некоторой целостной личности, осознанно и эффективно действующей в любой ситуации. По своему внутреннему смыслу интеграция предполагает некоторый процесс самоорганизации личности - самостоятельно или с чьей-либо помощью, направленно поддерживаемый в процессе созидания исходно противоречивой внутренней психической  среды.   Применение синергетического подхода к построению психотехнологий интеграции позволяет непротиворечиво вводить методики и психотехнические приемы из самых различных психологических и психотерапевтических практик, поскольку они все направлены на решение одной и той же задачи, но в разных представлениях и на разных языках. Синергетический подход позволяет ввести метаязык для всех этих психотехнологий.

Процесс самоорганизации личности начинается с некоторого исходного состояния. На наш взгляд, наиболее быстро и эффективно исходное состояние проявляется в проблемной ситуации  в случае отсутствия опыта ее разрешения. В зависимости от источника возникновения проблем: хронического утомления, дискомфорта во внешней или внутренней  среде, неудовлетворенного желания, внутреннего или внешнего конфликта, неуверенности в себe, страха, внутренних или внешних барьеров, то есть в зависимости от состояний стресса, фрустрации, конфликта, кризиса или дезадаптации оттенки поведения могут существенно отличаться, но общими признаками является либо паника, либо агрессия: внутренняя или внешняя, либо зацикленность на каком либо механическом действии, либо полная каталепсия: неспособность к какой-либо деятельности.

Психокоррекция деструктивного поведения  нами рассмотрена здесь с точки зрения тренинга тех качеств, которые позволяют в начале развития этого процесса  перевести его в конструктивное русло. Синергетический подход к психотренингу людей с преобладанием различного типа установок поведения связан с развитием тех качеств, которые по разным причинам не сформировались в процессе психического развития на разных этапах жизни. Так у человека типа 1 проблемой является доверие как себе, так и к окружению; у человека типа 2 - чаще всего были проблемы в период формирования качества самостоятельности в поведении; у человека типа 3 - проблема доверия, а в более зрелом возрасте, по-видимому в связи с тем что условия развития затрудняли достижения близости, его привычное состояние - одиночество; у человека типа 4 чаще всего возникали затруднения в период развития качества умелости ( в терминологии  Эрика Эриксона);   человеку, стремящемуся сделать 5 тип установки доминирующим, необходимо развитое качество предприимчивости. Ориентация  в психотренинге на развитие  недостающих качеств позволяет более эффективно трансформировать тип поведения в проблемной ситуации.

Проблема всех психотехнологий работы с деструктивным поведением может быть сформулирована как перевод его на траекторию повышения уровня самоорганизации, то есть получения опыта разрешения подобных проблемных ситуаций. Синергетический подход к управлению динамикой психического состояния в проблемной ситуации позволяет существенно повысить эффективность психотехнических приемов влияния на процесс  внутренней самоорганизации для их конструктивного разрешения. Во всех случаях конструктивного разрешения ситуации психическое состояние изменяется в сторону прироста энергии и позитивного эмоционального состояния.  

 

Движение к внутренней гармонии, целостности идёт через удовлетворительное решение проблемной ситуации, в процессе которого происходит внутренняя перестройка функциональных связей и отношений  психоструктур всех уровней.

Показателем эффективности происходящего процесса самоорганизации является   жизнеспособность психоструктуры человека: образование новых устойчивых состояний при изменении условий существования. Человек с высокой жизнеспособностью при высокой интенсивности событий успевает перестраиваться, а с низкой жизнеспособностью - накапливает деструктивные изменения и саморазрушается.  Оценкой жизнеспособности может являться время “захваченности” реактивными переживаниями вследствие ошибки в поведении, стресса, фрустрации, конфликта, “застревания” в проблемной ситуации и т. п. . Затянувшиеся негативные переживания приводят к самоизоляции, потере энергоресурса, в конечном счете - к психосоматическому заболеванию. Трансформация негативных переживаний в положительный опыт разрешения проблемных ситуаций ведет к расширению жизненного пространства. Таким образом человек переходит либо в состояния вырождения и деградации, либо к более высокому уровню упорядоченности, при этом время “захваченности” негативными переживаниями минимально. У человека с малым временем самовосстановления эффективен процесс самоорганизации (либо это природный дар, не “испорченный” социальными условиями, либо восстановлен психологическими тренингами).

 

В исследованиях Домбровского  корректирующую роль в установлении и соблюдении внутренних регуляторов и образцов жизни выполняет так называемый “третий фактор”. “Третий фактор” - это сложный динамизм, производный многих факторов. “Третьим” этот фактор называется потому, что до него и наряду с ним действуют первый, конституциональный фактор - наследственность и связанный с ней потенциал развития, - и второй - влияние окружения, в частности, социального.  

С появлением внутренней психической среды возникают элементы, которые потом сложатся в “третий фактор”. Так, на 3 уровне психического развития это: чувство вины и стыда, недовольство собой, обеспокоенность собой, тяга к творчеству. 

На четвёртом уровне психического развития это, по Маслоу, высшие духовные ценности. В психодуховных практиках эту роль начинают играть качества, персонифицированные в образе Будд. 

В концепции  индивидуации Юнга  - это внутренний регулирующий центр, осознаваемый в виде внутреннего высшего Я, к которому на высших уровнях психического развития полностью переходит задача формирования личности и ее жизненных выборов.

 

Процесс психического развития осуществляется за счет потенциала развития (ПР)  и целеустремлённости. 

Потенциал развития - это основная база, от которой зависит, какого уровня развития может достичь индивид в оптимальных физических и социальных условиях” и определяется пятью формами повышенной психической возбудимости, которые  можно выявить у данного индивида: психомоторная форма, чувственная форма, повышенная возбудимость воображения, повышенная возбудимость воображения, эмоциональная форма.

Напомним, из того, что говорилось ранее о концепции ТПД, что потенциал развития тем выше (сильнее), чем больше форм повышенной психической возбудимости имеется у индивида. Но три из них являются совершенно необходимыми для достижения высокого уровня развития: интеллектуальная, воображения и эмоциональная (Домбровский, 1972). Наиболее высокий уровень развития может быть достигнут при том условии, если эмоциональная форма является самой сильной или по крайней мере не менее сильной, чем иные формы психической возбудимости. Значительная сила психомоторной формы и чувственной ограничивает развитие до низших уровней. Отсюда появляется необходимость на ранних этапах  психического развития освоения методов саморегуляции, а на последующих этапах развития воображения, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Все последующие программы самоорганизации сознания строятся на этих формах психической возбудимости.

И отдельным фактором, обеспечивающим успешность саморазвития, является  целеустремлённость. Целеустремлённость, безусловно, определяется метапрограммирующим стимулом его проявленностью в сознании и непрерывностью самого сознания. Непрерывность отождествления в сознании со своим Высшим Я порождает комплекс внутренних психологических установок к себе самому и к окружению и постепенно трансформирующих само сознание.

 

Уверенность альтернатива страху

Страх связан с возможным ущербом: негативных эмоциональных переживаний, материальным ущербом, физической угрозой, угрозой ограничений возможностей, угрозой жизни и т.д. Чем значимей ущерб, тем больше страх. Но как жизнь показывает, чем больше мы боимся, тем реальней угроза ущерба и наоборот при уверенном поведении даже реальная угроза преодолевается. Но любое преодоление связано с оценкой своего ресурса противостояния угрожающей силе. Негативный внутренний опыт поражений и внешняя демонстрация силы усиливают страх. Внешняя поддержка и опыт преодоления угроз способствуют уверенному поведению. 

Психологическая поддержка направлена на самоорганизацию самостимуляции позитивным опытом и организацию взаимодействия с окружающим миром способствующую притоку  жизненной энергии для противостояния угрозе ущерба и уверенного поведения.

 

Обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям, воспитания способностей быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения. 

Разработан портативный прибор  индивидуального использования на микро-процессорной основе для компьютерной диагностики эмоционального напряжения по параметрам сердечной активности.Прибор подключается непосредственно к компьютеру. Прибор осуществляет измерение показателей и обеспечивает передачу их через СОМ порт на компьютер в реальном времени. Специальные программы позволяют анализировать регистрируемые сигналы и использовать полученную информацию для диагностических целей и сохранять результаты в базе данных для последующих анализов. 

Графическое отображение показателей на экране монитора дают возможность пациенту, после специального инструктирования, оценивать своё состояние  и в дальнейшем осознанно тренировать свою реакцию на различные сенсорные раздражители по методу биообратной связи (БОС) , корректируя характер реагирования и свое поведение в целом. 

БОС тренинг по вариации сердечного ритма широко используется при лечении заболеваний ЦНС, неврозов, фобий, депрессивных состояний, различных эмоциональных расстройств и повышения психической устойчивости в стрессогенных условиях. Устраняя избыточную вегетативную активацию в ответ на внешние факторы, тренинг практически здоровых людей позволяет снизить психофизиологическую цену деятельности и улучшить ее качество особенно в ситуациях высокой ответственности, дефицита времени, информации и средств, а также в условиях вероятной опасности и помех.   Прибор эффективен при любых психоэмоциональных напряжениях, кардионеврозах, травматических стрессах. Может быть использован как "детектор лжи". 

С помощью данного тренажера проводится обучение быстрого вхождения в состояние релаксации, при котором все системы организма работают в режиме естественного оздоровления. Навыки полученные в тренинге переносятся  в реальную стрессовую ситуацию. Быть заранее готовым к ней, владеть собой, не допуская неконтролируемых вспышек эмоций - вот задача, которая решается в тренинге.  

Под контролем биологической обратной связи обучаемый может анализировать свое поведение во время сеансов и пробовать различные способы расслабления (визуализация, дыхательные упражнения, мышечная релаксация), что позволит подобрать наиболее подходящую индивидуальную стратегию релаксации. В ходе тренинга появляются новые возможности поведения в стрессирующей ситуации.  Наработываются физические ощущения комфорта и релаксации, а в случае реального стресса обучаемый может быстро вернуться в состояние покоя, используя приобретенные навыки саморегуляции.

   БОС в обучении используют: 

- БОС как ощущение различного уровня; 

 - БОС как осознавание внутренних процессов.  БОС могут способствовать переходу в план обычно неосознаваемых интеро- и проприорецептивных процессов; 

- БОС как обратная передача.   БОС используются тогда, когда не было никакой предыдущей связи между регулируемым физиологическим процессом и регулирующей деятельностью. 

 

БОС-тренинг даёт обучаемому возможность получения положительного подкрепления благодаря обратной связи, информирующей о развитии им навыков саморегуляции, приносит обучаемому чувство удовлетворения, связанное с завершённостью волевого усилия, осознания возможности его дальнейшего совершенствования.

 

 В руках человека появляются средства управления своей психикой, сравнимые с теми, которыми владеют высшие адепты, прошедшие многолетнее посвящение.

 

В ходе процедур биоуправления субъекту посредством внешней обратной связи, чаще всего организованной на основе ЭВМ, подаётся информация о состоянии тех или иных физиологических процессов, что позволяет испытуемым научиться контролировать физиологические параметры и закреплять эти навыки с тем, чтобы в дальнейшем использовать их в повседневной жизни. В основу метода положены кибернетические представления о механизмах регуляции и управления систем посредством обратной связи. Он является попыткой использования инженерных принципов обратной связи для управления физическими параметрами физиологических систем.

Ведение принципов синергетического управления самоорганизующимися процессами в психофизиологическом пространстве человека позволяет эффективно формировать новые качества в личностном развитии и в ситуациях адаптации к экстремальным ситуациям.

Развитие сверхспособностей человека является процессом активации его потенциала и развитием нового качества в имеющейся структуре поведения. Устойчивость нового качества определяется его интегрированностью в сложившейся структуре поведения, что может  эффективно обеспечиваться  БОС по электрофизиологическому паттерну отражающему расхождение показателей желаемого и текущего поведения.

 Графическое отображение показателей на экране монитора даёт возможность пациенту, после специального инструктирования, оценивать своё состояние по предъявляемым показателям ВСР и в дальнейшем осознанно тренировать свою реакцию на различные сенсорные раздражители по методу БОС, корректируя характер реагирования и свое поведение в целом.

БОС — уникальная возможность для пациента осознать единство и взаимосвязь мыслей, образов, чувств и физиологических реакций, которые предшествовали, сопровождали и следовали за физиологическим ответом, наблюдаемым на мониторе, понять, какими психологическими проблемами спровоцирована данная реакция и, как следствие, — научиться управлять вегетативными реакциями. 

 Основные волевые качества тренируемые с использованием биообратной связи (БОС) по частоте сердечных сокращений (ЧСС): целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, инициатива и самостоятельность. 

Целеустремленность — способность четко определять ближайшие и перспективные задачи и цели; 

Настойчивость — стремление достичь намеченной цели; 

Инициатива — предполагает творчество, личный почин, находчивость и сообразительность. 

 Все качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. 

 Обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям, воспитания способностей быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения.

Психотренинговый класс ролевых  игр и обучения саморегуляции и самоорганизации в проблемных ситуациях  

Психотренинговый класс предназначен для проведения ролевых игр с одновременным контролем психофизиологического состояния, что позволяет оценивать степень психоэмоционального напряжения, конгруэнтность участника в деловом взаимодействии, обучать навыкам саморегуляциив в стрессогенных ситуациях, навыкам самоорганизации при необходимости принятия не стандартных решений в проблемных ситуациях и оценивать психофизиологическую цену деятельности, что даёт возможность делать выводы о стрессоустойчивости в реальных ситуациях.

Успех в ролевом тренинге:

вдохновляет людей открывать новые возможности, а не фокусироваться на ограничениях и препятствиях; 

поддерживает людей принимать сильные решения в сложных условиях, 

помогает людям преодолеть их собственные препятствия, стоящие на пути к успеху; брать на себя ответственность, проявлять инициативу;

Развивает:

психическую устойчивость в стрессовых ситуациях.

Целеустремленность — способность четко определять ближайшие и перспективные задачи и цели; 

Инициативу — творчество, личный почин, находчивость и сообразительность

Настойчивость — стремление достичь намеченной цели; 

 

`Личный тренинг самореализации

Проблемы, которые успешно преодолеваются в процессе предлагаемого личного тренинга, условно можно разделить на две  большие группы:

1. Личностного характера:

- невротизация как: невозможность сделать выбор; принять решение; эмоциональная зависимость;  страхи, осознанные и нет следствие личностной незрелости; и т.п.;

- кризисы жизни эндогенного характера, в том числе возрастные;

- критические жизненные ситуации, связанные с  “другими”: работа, семья, отношения, финансы;

- разные формы зависимостей - алкогольная и наркотическая;

- психосоматические нарушения.

2. Трансперсонального  характера:

- экзистенциальные:  кризис смысла и цели жизни;

- проблема общечеловеческой самоидентификации -  вопросы “ кто мы? Куда мы идем?  На что мы можем надеяться?”

- фрустрация потребности самореализации;

- потребность в помощи в периоды духовных кризисов;

- потребность в самотрансформации, трансценденции наличного состояния в сторону развития «космичности» сознания - в направлении трансперсональности   (в случае переживания такого опыта).

 

Алгоритм психотренинга

Совокупность действий обеспечивающей процесс самоорганизации психической активности тренируемого в достижении поставленной цели состоит из двух фаз и строится в следующей последовательности: 

 

Первая фаза:

- формирование аттрактора, – символьно-образной доминантной установки сознания, из сферы интересов тренируемого и являющегося целью данного тренинга и организующего всю психическую активность человека;

-Настройка на безусловный успех тренинга;

-«энергизации» психофизиологических процессов в организме за счёт дыхательных и медитативных техник.

Вторая фаза:

- самоорганизации синергийной работы полушарий мозга достигаемой образно-символьной волевой саморегуляцией с помощью биообратной связи по электроэнцефалограмме снимаемой с левого и правого полушария мозга;

- перенос централизации управления психофизиологическими процессами к преобладанию  активности автономного контура регуляции и отражённого в балансе симпатической и парасмпатической вегетативной систем, выявляемой по показателям вариации частоты сердечных  сокращений и достигаемой путём образно – символьной волевой саморегуляции тренируемого по сигналам биообратной связи о преобладании симпатической или парасимпатической систем;

-самоорганизация кооперативного процесса, захватывающая, эмоциональную и ментальную и поведенческую сферы путём полного доверия происходящим процессам и настройкой на безусловный положительный результат;

-использование силы сопротивления для достижения результата - Принцип айкидо  - путём релаксации при появлении признаков напряжения,  негативных мыслей или эмоций.

 

Программа проведения обучающего тренинга

 

 

  • Выявление неудовлетворённой потребности тренируемого, или личностного ограничения мешающего достижению актуальной потребности.  

  • Ознакомление со схемой тренинга, подготовка плана и протокола тренинга, методического тестового и стимульного  материала, аудиозаписи хода тренинга.

  • Аутогенное расслабление.  Аутогенная аудиопрограмма,  контроль по ЧСС и ЭЭГ баланса симпатической и парасимпатической системы и альфа – активности мозга.
  • Маркировка смены фаз, ведение тренером, ведущим тренинг, протокола   психологического тренинга.

  • Символьно - образное представление испытуемым  исходной ситуации подлежащей трансформации, в результате которой удовлетворяется актуальная потребность.

  • Формирование расширенного состояния сознания. Аудио стимуляция синхронизации полушарий мозга. Контроль состояния по соотношению мощности основных ритмов ЭЭГ в полушариях мозга.

  • Физическая, эмоциональная, ментальная релаксация с сохранением намерения трансформации проблемной ситуации. Контроль по ЧСС и ЭЭГ, формирование «бдительного расслабления»  и тета активности мозга .

  • Энергетическое дыхание на фоне сначала психоделической, а затем релаксационно - гармонизируещей музыки. Контроль по ЧСС и ЭЭГ, усиление тета активности мозга и автономной регуляции ПФС по показателям медленно-волновой ритмики сердечно-сосудистой активности.

  • Сенсорное мультимодальное переживание динамики во внутренней психической среде, с вчувствованием в интуитивно оцениваемые как позитивные компоненты переживаний появляющиеся в сознании.

  • Продолжение сессии до появления ощущения завершения процесса.

  •  Запоминание последнего сенсорного паттерна и зрительного образа.

  • Воспроизведение в рисунке завершающего переживания.

  • Обсуждение результата эксперимента и её интерпретация.

 

 

Программа аутотренинга преодоления проблемной ситуации

 

Программа Аутотренинга – самостоятельной работы с аппаратом «Навигатор» складывается из следующих фаз:

 

 

  • Психологический тренинг расслаблению с биообратной связью по индексу психоэмоциональной напряжённости;

  • Психологический тренинг переключения регуляции психофизиологическим состоянием с корковой активности на автономную регуляцию с БОС по параметру преобладания медлеволновой активности в вариации сердечного ритма по сравнению с ультра медленноволновой активностью;

  • Психологический тренинг управления балансом симпатической и парасимпатической нервной системой по отношению медленноволновой активности и высокочастотной в спектре вариации сердечного ритма или по направлению смещения гистограммы ритмов вариации сердечной активности;

  • Психологический тренинг синхронизации работы полушарий активности мозга, расширенных состояний сознания;

  • Психологический тренинг погружения в подсознание через активацию альфа и тета корковой активности  мозга;

  • Психологический тренинг устойчивости доминантного психофизиологического состояния;

  • Психологический тренинг трансформации репрессивной энергии отрицательных эмоций в позитивную гармонизирующую энергию успеха;

  • Психологический тренинг осознания своих истинных потребностей;

  • Психологический тренинг психофизиологического состояния включённости в энергетический поток;

  • Психологический тренинг отождествления и сенсуализации;

  • Психологический тренинг состояния  безусловной любви;

  • Психологический тренинг доверия к собственным возможностям и уверенности в неизбежном успехе. 

 

 

Выводы:

 

1. В развитии внутренней психической среды участвуют две стороны процесса: 

- процесс  движется в направлении устраняющем деструктивное действие   негативных переживаний. При этом скрытым аттрактором выступает некоторый виртуальный образ себя, имеющий качество, противоположное тому, которое вызывает деструктивные переживания, например: любимый - не любимый, глупый - умный, бедный - богатый и т.п..  

- процесс самоорганизации развивается благодаря активации мотивации  достижения, где в качестве аттрактора выступает архетипический образ Героя, Учителя, Матери и т. д.;

2. Проявление архетипического образа как желанного, т. е. как аттрактора,  организующего всю психическую активность человека, происходит через трансперсональные переживания архетипического образа, отождествленности с этим образом и реализации его качеств в себе;

3. Закрепление этого аттрактора требует активации процесса самоорганизации с помощью определенного состояния сознания, вовлекающего всю психическую среду в этот процесс; 

4. Дальнейший успех процесса самоорганизации связан с отождествлением индивида  с желаемым образом себя и проявлением отдельных его качеств в повседневных поступках, что и является кооперативным процессом структурирования внутренней психической среды в соответствии с желаемым образом;

5.  Описанный процесс управления процессом самоорганизации  собственной психической среды аналогичен работе психолога с психикой другого человека, например, при психосоматическом целительстве;

6. В процессе развития внутренней психической среды личность обучается владеть сознанием более высокого уровня организации, что обуславливает свойство проникновения во все уровни организации материи и способности вызывать процессы самоорганизации на этих уровнях, в частности то, что известно  как парапсихические способности человека. Отличие процесса владения "обыденным" сознанием от владения сознанием более развитым заключается в выборе "объекта" отождествления - организующего аттрактора.  

7. В развивающейся в настоящее время трансперсональной психологии постепенно формируется направление, которое раньше было уделом духовных практик: овладение состояниями сознания более высокого уровня организации.  Это и развитие новых форм обучения, и целительских практик, и проблемы психоэкологии, и принятие решений при больших потоках информации или при дефиците информации, это и управление социальными процессами, и психологическая помощь в личностном развитии. 

 

 По конкретным психотехнологиям, построенным на описанных выше принципах, разработан ряд обучающих программ, которые проходят апробацию.

 

Литература

 

1. Колесников А.А. Синергетическая теория управления. Таганрог: ТРТУ; М.: Энергоатомиздат, 1994, 344 с. 

2. Колесников А., Тытарь А. Методологические принципы холистического подхода. В сб. Из Хаоса в Космос. Под ред. В. Козлова. М., 1995г., с. 40-45.

3. Тытарь А. “Синергетические психотехнологии” c. 137-140 в сб. “Этюды о новой психотерапии” под ред. В.В. Козлова. Минск, 1995. 192 с.

4. Тытарь А. “Синергетика интеграции личности” с. 32-39 в сб. “Психотехнологии в социальной работе”, вып. 1, под ред. В.В. Козлова, Кострома, 1996, 77 с.

5. Тытарь А. “Синергетическое управление психическими процессами”, с. 72-76 в сб. “Ребёнок и пространство. Семь шагов к истине.” Сб. Под ред. В.В. Козлова. М.: МАПН, 1996, 197 с. 

6. Тытарь Е.,  Тытарь А. "К вопросу о предмете и методе трансперсональной психологии", с. 171 -182 в сб. "Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т.3, под ред. В.В. Козлова. - Ярославль, 2000 - 264 с.  

7. Аршинов В.И. ”Синергетика как феномен постнеклассической науки”.  Докторская диссертация. Институт философии Российской Академии наук. 

8. Бутковский А.Г. "Геометрический подход к управлению системами с распределёнными параметрами", с.58 - 64 в сб. "Новые концепции общей теории управления: сборник научных трудов", под ред. А.А. Красовского. Москва - Таганрог: ТРТУ, 1995, 183 с. 

9. Morris, H.M., & Morris, J., The Modern Creation Trilogy: Society & Creation, 1996, Master Books,  Green Forrest, AR. http://www.icr.org/research/ro/ro-r01.htm

10. Jerry R. Bergman, "Albert Szent-Gyorgyi's Theory of Syntropy and Creationism" (ICR Impact Series, No. 54), Acts and Facts, December, 1977.   

11. Тытарь Е. "Концепция личности в теории позитивной дезинтеграции  К. Домбровского", с. 131 - 146 в сб. "Психотехнологии в социальной работе". Вып. 5. Сб. под. Ред. Козлова В.В. - Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2000 - 252 с.

12. Маслоу А. Дальнейшие рубежи развития человека. В сб. Вопросы саморазвития человека. Выпуск 2, под ред. В. Данченко, Киев. 1990 г., с. 3-10.

13. Вайз А. "Вдохновение по заказу". Пер. с англ.; ООО "Попурри", 1998. - 304 с.

14. Гроф С. "Холотропное сознание". - Пер. с англ. О. Цветковой. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 248 с.

15. Роберт Монро. "Окончательное путешествие". Пер. с англ. - К.: "София", Ltd., 1999. - 288 с.

 

 

 


 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

 
Последние комментарии