Главная >> Система Рэйки
 

Мотивационный фактор саморегуляции

Печать
АвторТытарь Е.Т.  

Сильные отрицательные эмоции могут подавлять способность человека искать выход из сложившейся ситуации. Анализ многочисленных случаев гибели людей в экстремальных ситуациях показывает, что многие из них просто не сумели найти свой последний, и нередко единственный, шанс выжить.

Влияние отрицательных эмоций на функциональное состояние имеет двухфазную зависимость, как, практически, и все физиологические реакции в организме человека. В первой фазе - с ростом отрицательных эмоций - возрастает мобилизация организма для своей защиты. Затем достигается определенный предел, обусловленный функциональными возможностями организма. При дальнейшем возрастании эмоционального напряжения резко падает адекватность деятельности человека, вплоть до его гибели.

 

 На основе концепции П.В.Симонова величина эмоционального напряжения зависит от трёх факторов:

1) потребности в совершении какого-нибудь действия, поступка, изменении социального положения; 

2) информации, необходимой для этого;

3) имеющийся в наличии объем информации о ситуации.

 

Математически эта зависимость выражается формулой:

Э = П(Ин-Ис),

где Э - степень эмоционального напряжения,

П - потребность в успехе,

Ин - информация необходимая,

Ис - информация существующая.

Если обучаемый убеждён, что сохранение эмоциональной устойчивости обеспечивает ему успех, то эффективность саморегуляции будет высокая.  

 

В целом успешность саморегуляции  математически   можно представить в виде следующего равенства:

 ЭН = УМ + ФСО + ИО,

где ЭН - эмоциональное напряжение,

УМ - уровень мотивации,

ФСО - функциональное состояние организма обследуемого,

ИО - индивидуальные особенности нервной системы. 

Следовательно в процессе психологического тренинга необходимы:

мотивация обучаемого в достижении результата в предъявляемой ситуации,

убежднность в том, что предоставляемой информации достаточно для успешной саморегуляции,

наличие положительного опыта в саморегуляции своего состояния в стрессогенных условиях,

позитивная ориентация обучаемого,

текущее самочувствие обучаемого, уровень активации или утомления,

степень его эмоциональной подвижности,

волевые качества личности, активность её позиции. 

 

Проводимое психологическое обследование должно помочь  психологу-тренеру составить представление об обучаемом для построения психотехнологии обучения.

Предъявляемая информация психофизиологической обратной связи должна быть однозначно связана с успешностью саморегуляции обучаемым эмоционального напряжения.


Следовательно, организуемая тренинговая ситуация должна с одной стороны быть стресогенной для обучаемого, а с другой стороны, успешность её разрешения связана с эмоциональной саморегуляцией.

Предварительная диагностика обучаемого должна быть направлена на выявление его стресогеных ситуаций, которые могут быть смоделированы в условиях психологического тренинга. После этого составляется сценарий тренинга с ознакомлением тренируемого с принципами биообратной связи и разбором ситуаций успешного преодоления стресогенных ситуаций с акцентом на воспоминание эмоционального состояния при этом.

Стресс  охватывает весь организм, вызывая у человека определенное мобилизационное состояние и, при этом, почти мгновенно объединяя все функции организма в одно единое целое. Это позволяет строить процедуру психотренинга на основе синергетического подхода к самоорганизации психики.

В зависимости от возникающих различных ситуационных моментов, функционального исходного состояния центральной нервной системы, социальной значимости раздражителя в действие, как правило, активно включается целый комплекс различных физиологических систем.

"Массовое" вовлечение всех "основных" структур мозга при стрессе -явление обязательное. Именно оно является причиной изменений частоты пульса, артериального давления, скорости кровотока, увеличения объема крови за счет подключения резервов, тремора мышц - их напряжения, увеличения адреналина в крови и т.д.

Эмоциональное напряжение сопровождается изменением активности практически всех органов человека. В большинстве случаев эти изменения намного превышают уровни, необходимые для жизни и деятельности человека. Усиление активности нервного аппарата, обеспечивающего эмоции, сопровождается избыточной мобилизацией энергетических ресурсов организма. (см. полиграф )

В регуляции физиологических реакций участвуют два типа нервной системы - усиливающая (симпатическая) и ослабляющая (парасимпатическая). Степень участия их в регуляции физиологических реакций организма  клиента зависит от характера эмоций.

Наивысшим "регуляторным" звеном являются лобные отделы коры головного мозга.

В момент принятия решения вся поступающая извне информация, а также информация, хранящаяся в памяти человека, "сличается" в лобных отделах головного мозга, и только после соответствующей обработки принимается решение.

Учитывая теснейшую связь лобных отделов с нижележащими подкорковыми образованьями, можно утверждать, что изменение функционального состояния любого отдела обязательно скажется на других отделах. Наличие этой теснейшей связи дает возможность утверждать, что регистрируемые физиологические реакции находятся в прямой зависимости от состояния лобных отделов головного мозга, во многом предопределяющего тончайшие приспособительные реакции организма, его высшие психические функции.

Стимулы, поступающие извне и определяющие эмоциональное напряжение, могут вызывать физиологические изменения нескольких типов. В проявлениях поведенческих реакций и внутренних переживаниях нет единого шаблона. По-видимому, в общей массе людей найдутся все варианты реакций, хотя крайние, к счастью, встречаются не так уж часто.

Практически можно выделить три типа развертывания вегетативных реакций:

 

  • опережающая;
  • нормальная;
  • отсроченная.

 

Опережающие вегетативные реакции связаны с наличием не только дефицита информации, но и слабо сбалансированной нервной системой тестируемого.

К третьему типу реагирования, как правило, относятся неординарные личности, увлеченные, для которых сам процесс тестирования представляет определенный исследовательский интерес, несет в себе научную новизну и полностью вовлекает сознание в получение и анализ впечатлений.

В одинаковой ситуации люди, имеющие приблизительно одинаковую потребность ведут себя по-разному. Почему у одних активное поведение практически прекращается при столкновении с первым же "препятствием", а другие идут до "конца", даже в том случае если нет никакой надежды на успех? Как правило, в основе различия этих типов поведения лежит воля человека, являющаяся особой формой его активности. Воля, как психический процесс, определяет возможность регулирования человеком своего поведения, заключается в том, что человек осуществляет власть над собой и своими эмоциями. Воля, как общая способность сознания направлять поведение, "выражается в сознательных целенаправленных действиях человека". У волевого человека может возникнуть такая ситуация, когда его поведением начинает управлять не потребность, а сама "личность". Следует иметь в виду, что если волевые усилия не контролируются сознанием, то этот процесс переходит в упрямство, наносящее иногда человеку непоправимый вред. При слабо развитой воле, отсутствии навыков к проявлению волевых усилий возможно развитие повышенной внушаемости, некритичности, восприимчивости к влиянию других людей, фантазированию.

Умственная деятельность человека всегда сопровождается определенным нервно-психическим и эмоциональным напряжением. Величина этого напряжения, а, следовательно, и физиологические сдвиги, обеспечивающие эту деятельность, во многом зависят от объема поступающей информации, ее интенсивности (количество в единицу времени), вероятности тех последствий, которые пытается предугадать человек, степени его заинтересованности в положительном для него исходе. Общеизвестно, что умственная работа связана с деятельностью головного мозга, а точнее, нервных клеток, находящихся в нем. Усиление мыслительных процессов ведет к увеличению энергозатрат.

Умственное утомление обусловлено интенсивной работой мозга, связанной с извлечением из памяти имеющейся информации и сопоставлением ее с реальной действительностью.

Утомление приводит к замедлению нервных процессов в организме. Соответственно, это приводит к снижению памяти, умственной работоспособности, возможности адекватно оценивать имеющуюся информацию, к резкому ослаблению мотивационных и волевых механизмов при решении поставленной задачи. Как правило, развитие состояния утомления приводит не только к снижению уровня мотивации, и значительно снижается продуктивность психических процессов, но, что самое главное, - появляется некритичность к получаемым результатам.

Таким образом,  выделив факторы влияющие на успех в жизни   можно выделить необходимое психологическое обследование для составления рекомендаций по видам психологического тренинга и необходимое методичесое обеспечение для усиления качеств обеспечивающих успех.

 


 
 
 
Последние комментарии