Главная >> Методпособия >> Психотренинговая программа "Роль цвета в нашей жизни"
 

Психотренинговая программа "Роль цвета в нашей жизни"

Печать
АвторТытарь Е.Т.  

Автор и ведущий тренинг психической устойчивости психолог специалист в области психотренинга Тытарь Елена Тимофеевна.

Эта программа  посвящена цвету, его природе, символическим значениям, характеру воздействия на человека и цветотренингу, как тренировке управления состояниями. Это новое направление в психотренинге, но уже ясно, в том числе и из нашей практики, что оно весьма результативно для большинства занимающихся и оказывается важным этапом саморегуляции. Овладение методом цветотренинга  способствует более быстрому продвижению по пути саморегуляции по сравнению с традиционно принятыми в этой области приемами.

Сначала вспомним вкратце, что такое цвет, как его представляет оптика. Известно, что более 90% всей информации в мире человек получает через зрение. Цвет – это воздействие цвета на глаз. Белый цвет, как известно, является синтезом всех цветов видимого спектра радуги из семи основных цветов. Различают ахроматические цвета: от белого к черному, через все оттенки серого, и хроматические, т.е. цветовую гамму со всеми ее оттенками. Человеческий глаз различает до 180 цветовых тонов и более 10 тысяч оттенков. Цвет – одна из важных характеристик внешнего мира. Это необходимая информационная пища, и скудость цветового окружения ведет к серьезным нарушениям в состоянии самочувствия человека. 

Вот что говорят об этом люди, пережившие это в условиях полярных зимовок, и космонавты, которые были так же в обедненной цветовой среде в условиях тренировки и в космосе. Жизнь в Антарктике, по мнению, полярника Бэрда, напоминает жизнь на темной, мертвой, замерзшей планете. Он пишет: «Кино и электрический свет помогали на несколько часов рассеять мрак и пустоту полярной ночи, но им никогда не удавалось приподнять нависшую над нами гнетущую завесу тьмы. Ничто не могло заменить солнечный свет, и отсутствие его болезненно отражалось на психике людей. Возникало чувство безотчетного панического страха». Другие полярники отмечали общее ухудшение самочувствия, заторможенность, замкнутость, вспыльчивость. «Я бы охотно лишился своего месячного, даже двухмесячного жалованья ради того, чтобы взглянуть на зеленую траву, покрытый цветами луг, на котором пасутся коровы, на березовую или буковую рощу с желтеющими листьями» - пишет полярник Марио Марэ. Участник эксперимента в условиях групповой изоляции пишет: «Все чаще хотелось открыть куда – то дверь и увидеть что – то другое, иногда мучительно, до рези в глазах хочется увидеть яркий простой цвет спектра или кумачевый плакат, синее небо». 

В дневнике космонавта в таком же эксперименте встречаем такую запись: «Странно, что нас радует каждая яркая безделушка. Может быть потому, что мы окружены серыми тонами?».

Так что же такое цвет в нашей жизни? То, что цвет не является просто украшением, заметно даже в языке. Мы говорим: цвет “теплый” или “холодный”, “зеленая тоска”, “черная печаль”, “розовые очки”, “голубые мечты”. О ком–то можно сказать «…от гнева у него все залило в глазах красным цветом», но и знаменитое «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви». Слово “красный” русском языке означает “красивый” – красна девица, красная площадь, красная горка. Цветовые символы мы видим на флагах разных стран и народов. В индуистской древней символике три главные гуны – состояния, в которых пребывают мир и человек и соответствующие им энергии, так же имеют свои символические цвета. Черная гуна Тамас – неведение, инертность, лень, пассивность. И поэтому символический цвет ее черный. Гуна Раджас – энергия, страсть, активность символизируется красным цветом. И гуна Саттва – духовность, душевное равновесие, мудрость – белым цветом. 

Цвет в одежде тоже символичен и многозначен. Белое платье невесты, черный траурный наряд, веселые, как мы говорим, расцветки летних платьев, строгие серые и темные тона официальных костюмов. Ведь мы хорошо чувствуем, когда какой цвет будет уместен. А вот какие рекомендации по подбору цвета в одежде для разных случаев дает специалист в области цветовой психологии Вагнер, который изучил реакцию людей на различное сочетание цветов и утверждает, что успехи и неудачи имеют разные цвета.

Так вот, если идете к начальнику по важному для себя делу, лучше сего надеть темно – синюю или серую юбку, либо брюки и белую блузку или рубашку. Это сочетание создает деловой вид и впечатление серьезного отношения к своей работе. Появляясь в отделе кадров учреждения, куда собираетесь поступить на работу, вновь отдайте предпочтение серому, темно - синему или бежевому. Не забывайте, что яркие цвета сделают Вас очень выделяющимся и излишне независимым в глазах окружающих. Больные люди, которых Вы намереваетесь посетить, лучше всего воспринимают розовое. Впрочем, годится и сочетание черного с каким - либо ярким цветом, интенсивность которого еще более подчеркивается черным. В такой ситуации избегайте размытых цветов и особенно маслянисто – желтого, который чисто психологически усиливает беспокойства больного. Когда женщина стремится привлечь внимание мужчины ей, может помочь палитра ярких тонов или загадочное черное одеяние с красными аксессуарами: шаль, пояс, туфли. Мужчина же имеет больше шансов понравиться дамам, если предпочитает светло – синие тона или бордо. Может быть, и стоит прислушаться к совету специалиста.

А в квартире? Представьте себе, вы живете в комнате с ярко-красными стенами. Как вы себя там будете чувствовать? А теперь представьте интерьер комнаты, выдержанный в коричнево – бежевых тонах, либо зеленовато-бежевых, серо-голубых.

Не правда ли, жить в такой комнате стало гораздо легче, чем в красной?

Цветовая психология дает рекомендации и торговле, какому товару какой цвет упаковки соответствует больше. Так, оказывается, сахар лучше всего продается в синей упаковке, а косметике больше подходят розово - красные цвета. 

Итак, понятно, что наше восприятие цвета не ограничивается только зрительными впечатлениями. Его воздействие гораздо глубже и значительнее. Но удивительно то, что у некоторых людей существует такое восприятие, которое позволяет не только видеть цвет, но и как бы слышать его звучание, ощущать прикосновение, чувствовать его вкус. Подобное свойство восприятия называется синестезией. Что такое синестезия? Это греческое слово, оно означает совместные чувства, одновременные ощущения. Явление, состоящее в том, что какой – либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли человека вызывает не только ощущение в этом органе чувств, скажем зрение, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств, например звук или вкус. Чаще всего, это бывает так называемый цветной слух, когда звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Таким свойством обладали композиторы Скрябин, Римский – Корсаков, и наш художник Василий Кандинский. Бывает и синестезия визуализации слышимого. Например, человеку говорят какое – либо слово, а он тут же видит картинку с этим словом. Это было у знаменитого мнемониста, человека необыкновенной способности запоминать большое количество информации Шерешевского, о котором известный психоневролог Лурия написал книгу под названием «Маленькая книжка о большой памяти». На этом свойстве, которое у многих людей легко развивается, построены некоторые методики развития памяти.

Синестезии нередки у детей, но со временем это свойство, как правило, утрачивается. Однако люди творческие писатели, поэты, художники часто сохраняют эту особенность восприятия на всю жизнь. Что дает эта удивительная способность – синестезия? Прежде всего, дает возможность пережить любое явление мира гораздо глубже и полнее, чем без него. Ведь обычные наши, уже упоминавшиеся эмоционально-цветовые сравнения, такие как “черная печаль”, “розовые очки” и.т. уже несут в себе признак эмоционально – цветовой синестезии. Поэты часто прибегают к синестезии в своих стихах, используя так называемую цветопись, и тогда цвет для читателя нагружается неведомым ранее смыслом, а стихи обнаруживают неожиданную цветовую глубину. Возможно, вы и сами заметили, что у замечательного испанского поэта Гарсиа Лорки стихи так и переливаются разными цветами. Вы обратите внимание, как он пользуется цветом: «На желтой башне колокол звенит, на желтом ветре звон плывет в зенит», или так: «Лола стирает пеленки, волосы подколов Взгляд ее - зелен - зелен, голос ее лилов». И вот еще: «В глубинах зеленого неба зеленой звезды мерцанье». Он говорит: «… синяя пасха, белый сочельник». И вот еще стихи: «Любовь моя – цвет зеленый. Зеленого ветра всплески. Далекий парусник в море. Далекий конь в перелеске. Ночами по грудь в тумане она у перил сидела. Серебряный иней взгляда и зелень волос и тела. Любовь моя – цвет зеленый». Прекрасные стихи Николозо Бараташвили о синем цвете не нуждаются в пояснении. 

 «Цвет небесный, синий цвет полюбил я с малых лет.

 В детстве он мне означал синеву иных начал. 

 И теперь, когда достиг я вершины дней своих, 

 в жертву остальным цветам голубого не отдам. 

 Он прекрасен без прикрас. 

 Это цвет любимых глаз, это взгляд бездонный твой,

 напоенный синевой. Это цвет моей мечты. Это краска высоты. 

 В этот голубой раствор погружен земной простор. 

 Это легкий переход в неизвестность от забот 

 и от плачущих родных на похоронах моих. 

 Это синий, не густой иней над моей плитой.

 Это сизый зимний дым мглы над именем моим».

Удивительный пример многогранной синестезии мы находим у гениального нашего художника Василия Кандинского. В его работе 1911 г. «О духовном в искусстве» , вот что он пишет о цветах: «Синяя – есть типично небесная краска. Склонность синего к углублению так велика, что его интенсивность растет именно в более глубоких тонах. Чем глубже синее, тем больше оно зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и, наконец, к сверхчувственному. Это - краска и цвет неба так, каким мы его представляем при звучании слова небо. Очень углубленное синее дает элемент покоя, не так, как зеленое, которое есть земное самодовольное спокойствие, а как торжественная углубленность. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали, но тоже иначе, чем фиолетовое. Оно делается подобным бесконечному углублению в серьезную сущность, которой нет конца, и быть конца не может. Переходя к светлому, оно приобретает более равнодушный характер и становится человеку далеким и бесконечным, как высокое голубое небо. Итак, чем светлее, тем беззвучнее, пока не дойдет оно до беззвучного покоя станет белым. В музыкальном изображении светло – синее подобно звуку флейты, темно- синее – виолончели. Все углубляясь оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа. «Желтая»,- пишет В. Кандинский, - «есть типично земная краска. Сравнивая с состоянием человеческой души, желтая выражает безумие, когда человек швыряет своими физическими силами во все стороны, расходует их без плана и без предела, пока не истощит их совершенно. Это подобно и безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве, от которой отнято успокаивающее синее, ушедшее в небо. Рождаются краски безумной мощи, лишенные совершенно дара углубленности. С другой стороны желтый, если наблюдать его в какой – либо геометрической форме, беспокоит человека, колет его, возбуждает и обнажает скрытую в краске силу, которая в конце концов действует навязчиво на душу. При повышении желтый звучит, как резкая труба, которая все сильнее дует, или как поднятый до большой высоты звук фанфар.». О зеленом Кандинский пишет так: «Зеленый возникает, как идеальное равновесие в смешении двух во всем диаметрально противоположных красок, желтой и синей. Абсолютно зеленая - есть самая спокойная краска среди всех других. Никуда оно не движется и не имеет призвука ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет ничего не хочет, никуда не зовет. Это отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей и их души, но после известного отдыха может и прискучить. Пассивность – есть самое характерное свойство абсолютно зеленого. Причем оно, как бы наполнено некоторым самодовольством. Оно подобно жирной здоровенной, беззвучно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами. Таковое воздействие идеального прославленного равновесия.

Как хорошо сказал Христос: «Ты не тепел и не холоден». Зеленая – есть главный тон лета, когда природа уже пережила весну и погружена в самодовольный покой. Если нарушить это равновесие абсолютно зеленого, то оно поднимается либо к желтому, причем оживляется, делается моложе, веселее. Через введение желтого, снова рождается активность. Опускаясь в глубины при перевесе синего зеленый делается серьезным и как бы вдумчивым. Музыкально можно обозначить абсолютно зеленое спокойными, растянутыми средними тонами скрипки. Белая – есть как бы символ мира, где исчезли все краски. Все материальные свойства субстанции. Этот мир стоит так высоко над нами, что ни один звук оттуда не доходит до нас. Великое молчание идет оттуда, подобное холодной в бесконечность уходящей стене, которой не перейти и не разрушить. Потому и действует белое на нашу психику, как молчание такой величины, которое для нас абсолютно. Внутренне оно звучит, как беззвучие, что в значительной степени соответствует музыкальной паузе, которая не есть завершение целого развития. Это молчание не мертво, оно полно возможностей. Это есть нечто, как бы предшествующее началу рождения. Быть может, так звучала земля в белый период льдов. А вот черная. Черное звучит, как некое ничто без возможностей, когда солнце угаснет. Музыкально представленное оно есть, как бы вполне законченная пауза, за которой продолжение следует, как начало нового мира. Внешне черная самая беззвучная краска. Равновесие белого и черного рождает серое. Естественно, что так рожденная краска не может дать внешнего звука и движения. Серое беззвучно и бездвижно». «Красная», - пишет Кандинский, - «воздействует, как жизненная, как живая, беспокойная краска, не имеющая, однако, легкомысленного характера во все стороны разбрасывающегося желтого, а при всей энергии интенсивности обнаруживающая определенную ноту почти планомерной необыкновенной силы. В ней сказывается как бы мужественная зрелость. Светло - тепло - красная возбуждает чувство силы энергии, решимости, стремления, радости триумфа. Музыкально она напоминает звук фанфар. Средне – красная подобна равномерно пламенеющей страсти, уверенной в себе силе. Холодно - красная дает впечатление более глубокого пламени, внутренней раскаленности , но зато уменьшается активность во внешней направленности. Она напоминает страстные средние и низкие тона виолончели.

Оранжевый возникает, будучи приподнятым к желтому: оно подобно человеку, убежденному в своих силах, и вызывает поэтому особо здоровые впечатления. Звучание оранжевого подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту, как человеческому, так и струнному. Фиолетовое есть охлажденное красное и звучит как нечто погашенное и печальное, подобно звуку английского рожка, свирели, фаготу! 

Таковы синестезические представления художника Кандинского о цветах. Исследования ученых подтвердили, что цвет реально и активно воздействует на человека, на его организм. Физиологи экспериментально обнаружили, что рассматривание бумаги красного цвета приводит к стимулирующему эффекту, то есть в это время у человека повышается кровяное давление, ускоряются дыхание и сердцебиение. Темно-синий цвет дает обратную реакцию: кровяное давление падает, сердцебиение и дыхание замедляются, человек успокаивается. В психологии разработано несколько цветовых тестов, наиболее известен из них тест швейцарского психолога Макса Люшера. Основан он именно на исследовании символических значений цвета в жизни людей. Значения эти очень важны. И вот что психология говорит о цветах. Серый не возбуждает, он не объект и не субъект, ни внешний, ни внутренний, ни напряжение и не ослабление. Серый – это не живая территория, просто граница. Граница ничейной территории, граница, как контур, как разделяющая полоса. Он привлекает людей при сильной усталости, при нежелании себя открыть, когда хотят остаться незамеченным в тени. Темно-синий цвет - это невозмутимое спокойствие, отдых. Этот цвет привлекает при заболевании или истощении. Он излучает психологически – покой, физиологически – удовлетворение, сопричастность с кем – либо. Синий - цвет верности, говорят в народе. Он также соответствует всем видам чувственности и поэтому является предпосылкой для проникновения в сущность, для эстетических переживаний и спокойных раздумий. Символически синий соответствует спокойной воде, флегматическому темпераменту, женственному, левой стороне, горизонтальному. Вкусовое восприятие - сладкое. Чувство - нежность, его орган - кожа. Определенные аллергические экземы связаны с нарушенными отношениями нежности, любви и семьи. Синие цветы – цветы романтики. Синий - это связь с предками, уверенность и доверие, любовь и преданность.

У Девы Марии голубое одеяние – это бесконечность и традиция. Зеленый цвет с синим оттенком – это символ напряжения воли, как твердости характера и постоянства. Нелюбовь к изменениям, стремление все и всех оценивать, стремление к самоутверждению и обладанию, что должно повышать уверенность и особенно самоуверенность. Он символизирует чувство гордого превосходства и власти, способности управлять и не только инстинктами, но и способность контроля, регистрация и память, критический анализ и логика, вплоть до абстрактного формализма. Зеленый цвет означает желание настоять на своем мнении, часто с оправданиями и принципами, при этом он идеализирует себя и критикует других с моральных позиций. Красный цвет – это выражение живительной силы и вегетативного возбуждения. Благодаря этому он имеет значение желания и всех форм аппетита. Красный должен вызывать желание действия, добиваться успеха, вызывать чувство голода, что требует интенсивности, полноты чувств. Красный – это импульс, живительная воля к победе и способность от сексуально – половой жизни до революционных преобразований.

Красный – это импульс к моторной деятельности, к спорту, борьбе и предпринимательской деятельности. Красный – это ударная сила воли в противоположность зеленому в качестве просто силы воли. Во временном отношении красный соответствует современности, символически боевому мужеству, стремительным эйфорическим формам и огню, как душевному воспламенителю, например, пламени Духа Святой Троицы. Красный хочет проникать, преобразовывать и завоевывать. Красный, как сексуальное влечение и синий, как нежное удовлетворение взаимодополняется до эротической гармонии. Желтый цвет, говорит психология, - это самый светлый из цветов и поэтому действует легко и радостно. Если красный кажется плотнее и массивнее, чем желтый, то он возбуждает. Если желтый кажется легче, значительно прозрачнее и менее тяжелый, чем красный он побуждает. Соответственно он повышает вегетативные функции, пульс, кровяное давление и частоту дыхания подобно тому же, как и красный, но показатели измерения у него более подвижны. Основная характеристика желтого – это прозрачность, отражающая свет и поэтому излучающая его во все стороны и радостные чувства.

Желтый соответствует свободному расслаблению, противоположно сине-зеленому, который воспроизводит сжатие от напряжения до судорог, желтый представляет собой ослабление и уподобление. Психологически ослабление означает спасение от тяжелого, удручающего или сдерживающего. Ожидание счастья во всех бесчисленных формах от сексуальных приключений до идеологии, которые провозглашают идеальное конечное состояние всегда устремлено в будущее. Желтый всегда впереди. Это новое, современное, направленное в будущее. Желтый – это изменения. Это – ослабление. Фиолетовый цвет. Фиолетовый – это смешанный цвет красного и синего. Фиолетовый пытается смягчить противоположность красного, как импульсивной увлеченности и синего, как нежной готовности к единению и поэтому является выражением идентификации. Это идентификация – отождествление, мистическое участие, высоко чувственное проникновение, которое становится единым чувством, так что все, что я думаю и хочу должно соответствовать действительности. Эта сила называется волшебством, магией, поэзией и является значением фиолетового цвета. 

Теперь перейдем к коричневому цвету. Коричневый – это затемненный желто-красный. Импульсивная живительная сила красного затемняется, гасится, успокаивается или разбивается, как говорит художник. Коричневый имеет экспансивно действующий импульс, т.е. внешне действующий, который лишается активной живительной силы красного, однако. Жизнь здесь более не активно действующая, а воспринимается пассивной. Коричневый представляет собой жизненное смысловое восприятие. Место коричневого дают представление об отношении к жизненному физическому восприятию. Стремление к отдыху, уюту и к чувственной удовлетворенности выражает этот коричневый цвет. 

Черный. Черный цвет – это самый темный. Это абсолютная граница, на которой заканчивается жизнь. Поэтому черный выражает идею “ничто”. Черный – отрицание по сравнению с согласием, которое в белом, как абсолютная свобода, отсюда безупречность достигает своего наивысшего подъема. Флаги анархистов и нигилистских соединений всегда черные. Черный выражает торможение, отклонение и отказ. Это как бы восстание против своей судьбы. 

Такими видит психология значения различных цветов для человека. А возможно ли пережить эти цвета во всейполноте и глубине? Чтобы как можно больше чувств было вовлечено эти переживания? Короче говоря, можно ли восстановить или воспитать у себя способность к синестезии? Попробуйте. В книге Николая Васильевича Дзена и Юрия Вильевича Пахомова приведено упражнение, которое Вы можете, взяв за основу, развивать и варьировать по своему усмотрению, доверившись своей творческой фантазии. Это упражнение можно делать и одному, но в группе интересней. Среди участников в группе назначается водящий. Ему сообщают, что в его отсутствие группа выберет один из 4 цветов: красный, синий, желтый или зеленый. После того, как цвет выбран, водящего возвращают в круг и участники по очереди демонстрируют ему телодвижения, которые по их собственным ощущениям должны выражать задуманный цвет. Как только игра пройдет полный круг, водящий пытается угадать, какой же цвет задуман. При ознакомлении с правилами этой игры ведущий должен объяснить участникам, что телодвижения не должны быть прямыми подсказками. Нельзя, например, прибегать к пантомимическому изображению окрашенного в задуманный цвет предмета, или жестом указывать на такой предмет. В движениях должны выражаться не вещи, а сам цвет, ощущение цвета. Так, например, большинство людей воспринимает красный цвет, как резкий, сильный и возбуждающий. И это может найти свое выражение в энергичных размашистых движениях. С синим же цветом, напротив, естественно связывать мягкость, плавность и замедленность движений. Впрочем, здесь нет общеобязательных правил и переживания одного и того же цвета у разных людей могут значительно варьировать. 

А теперь проделаем следующее. Расслабьтесь, закройте глаза и полностью отдайтесь музыке. Переживайте ее всем своим существом, позвольте ей свободно проникать через ваше тело. Идите вслед за ней. Без мыслей погрузитесь в переживание музыки. А потом отметите, какие чувства, может быть цвета или другие ощущения Вы пережили благодаря этой музыке. Итак, звучит «Чакона» Генделя.

Комментарий перед медитацией

Это занятие посвящено тренировке эмоционального состояния через переживание цвета. Такой подход дает возможность Вам провести самоанализ или самодиагностику своего состояния, с одной стороны, и в то же время этот метод является прекрасным способом тренировки эмоциональной устойчивости.

В занятии использована специальная функциональная музыка, написанная для этого занятия в соответствии с принципами цветомузыкального восприятия, которая поможет Вам более полно пережить предлагаемый цветовой ряд. После практического занятия, которое проходит, как медитативное погружение в переживание последовательно развивающегося цветового ряда, я помогу Вам проанализировать Ваши ощущения. Итак, Вы готовы к занятию? Прежде всего, как всегда нужно принять удобную позу, сидя или лежа. Снять мешающие предметы: очки, часы, тяжелые украшения, обувь. Закрыть глаза, глубоко вздохнуть и медленно выдохнуть и расслабить тело. Отключитесь от внешних звуков, от впечатлений дня и сосредоточьте внимание на своем теле. Ощутите его полностью, сразу, целиком. С каждым вдохом и выдохом Вы все глубже расслабляетесь и успокаиваетесь. Ваше внимание не напряжено, но Вы не засыпаете. Вы все глубже погружаетесь в покой. Перед Вашим внутренним взором появляется синий цвет.

Комментарий после медитации

Вспомните, все ли цвета появлялись перед Вашим внутренним взором. Могут быть следующие варианты:

I. Цвет не появлялся вообще, либо появлялись очень смутно только некоторые цвета. В этом случае помогает следующая тренировка: возьмите цветную бумагу разных цветов, либо несколько предметов, ярко окрашенных и рассматривая их по одному, затем с закрытыми глазами в состоянии аутогенного погружения представьте себе этот цвет и переживите его. Важно при этом быть в состоянии именно аутогенного погружения, потому что в обычном состоянии Вы получите обычный оптический эффект. Перед Вами может возникнуть так называемый последовательный образ, послеобраз, последействие реального образа в дополнительном цвете. Это означает, что например, после взгляда на красное возникнет при закрытых глазах зеленый цвет, на синий – желтый, на черный – белый и наоборот. Но это не то, что надо в данном случае.

II. У Вас появлялись не все цвета. Это означает, что те реальные жизненные ситуации, которые неосознанно ассоциируются у Вас, то есть напоминают Вам эти цвета, для Вас неприемлемы внутренне, Вы их как бы внутренне отвергаете, не допускаете к себе. А это держит Вашу жизненную энергию связанной, а Вас в неосознанном напряжении. Для того, чтобы стать хозяином своего внутреннего мира, необходимо овладеть всеми его красками и оттенками, всем богатством переживаний, ничего не отвергая, принимая все цвета и состояния как гармоничное целое.

Такая тренировка через переживание цвета дает психическую устойчивость в жизненных ситуациях, обогащает наш внутренний мир, делает наши реакции и поведение более гибкими и соответствующими обстоятельствам. Подумайте над тем, почему у Вас совсем не появлялся, скажем, коричневый цвет? Что он напоминает Вам лично, и постарайтесь пережить его, как приятный. И Вы заметите, что неприятные воспоминания, связанные с ним, станут не такими острыми, может и совсем уйдут.

III. Вы хорошо восприняли либо только холодную область спектра - сине-фиолетовую, либо теплую - красно – желтую. В первом случае, возможно, Вам нехватает уверенности в себе, энергичности, радости жизни, и следует подумать, что надо сделать, чтобы и на физическом уровне тоже добиться гармонии и радости. Во втором случае, возможно, Вам следует уделять внимание тонким душевным состояниям, которые помогает достичь классическая музыка, настоящая поэзия, вообще общение с искусством, духовной литературой, соответственно настроенными людьми. Многие боятся черного цвета по ассоциации с печалью, но ведь печаль - одна из таких естественных мелодий жизни. Главное, чтобы мы переживая печаль, не впадали в уныние и безнадежность. Печаль должна выводить нас к очищению и подъему к свету. Простое отрицание ее ведет к неестественному напряжению и неосознанным страхам.

IV. Вначале у большинства из занимающихся, как показывает опыт, появляются конкретные образы вместо чистого цвета: синее море, красные цветы, зеленые деревья, геометрические фигуры либо даже конкретные люди. Постепенно, по мере занятий, эти прямые ассоциации уходят. И еще я хотела бы сказать о восприятии так называемых “космических цветов”: фиолетового, сиреневого, розового, белого, золотого и светло-голубого. Они символизируют состояния, выходящие за пределы обыденности, состояния расширенного сознания. Фиолетовый и сиреневый – это символ высших мудростей, покоя и душевного равновесия, розовый – высшую духовную любовь, когда душа наша любит весь мир, ничего не требуя взамен для себя лично; белый – это синтез всех цветов, символизирует высшую, божественную гармонию, и золотой – энергию этой высшей космической силы. Прозрачный небесно – голубой цвет – это символ высокой любви, проникающей собою весь мир. И синий цвет, с которого все начиналось и все закончилось в нашем занятии – это цвет глубокого психического и душевного покоя, без которого невозможны никакие занятия саморегуляцией.

Упражнения по вызыванию перед собой своего цвета должны показать Вам основной цвет Вашей ауры, Ваш сущностный цвет на данный момент Вашей жизни. Если Ваш цвет затемнен, либо на нем пятна, старайтесь мысленно очистить его, переживайте свой цвет, погружайтесь в него – это прекрасный способ отдохнуть и восстановить свои силы. Ваш цвет со временем может меняться, следите, как это связано с изменением Вашего состояния.

И, наконец, хочу обратить Ваше внимание на обязательное выполнение некоторых условий при занятиях. Обязательно нужно добиться, чтобы в конце занятия по вызыванию цвета или любого другого образа экран Вашего внутреннего взора был очищен от них, то есть, чтобы цвет и образ полностью ушли, растворились. Если этого не сделать, оставшиеся образы могут доставлять серьезные беспокойства, как бы навязывая Вам себя и забирая на себя Вашу энергию. Таким же необходимым условием в интересах Вашей защиты от посторонних воздействий на Вашу психику является повторение в конце занятия формулы, ставящей барьер непрошеным вмешательствам в Вас, которая звучит, как Вы помните, так: «Никто не сможет меня загипнотизировать либо как-то иначе воздействовать на меня без моего согласия». Повторить ее надо при необходимости несколько раз со спокойной внутренней убежденностью в ее силе.

Раз от разу цвета будут становиться все более чистыми, четкими и яркими. Вы начнете чувствовать пространство цвета, настроение и состояние, которое он в себе несет. У некоторых людей проявляются при этом художественные способности, они начинают рисовать, другие просто начинают более свежо и непосредственно воспринимать окружающий мир, у них происходит как бы своеобразное расширение осознания жизни. Если Вы будете заниматься регулярно, т. е. через день в течение дух недель, хотя кому-то потребуется больше или меньше времени, Вы это заметите. К тому же у Вас могут появиться переживания вкуса цвета, тактильного ощущения его, т. е. осязания, его глубины, эмоционального содержания, а настроение Ваше будет становиться устойчивее и радостнее. Желаю Вам успеха на этом пути.


 
 
Последние комментарии