Главная >> Наши публикации >> Рэйки - метод направления самоорганизации
 

Рэйки - метод направления самоорганизации

Печать
АвторТытарь Е.Т.,Тытарь А.Д.  

Современная научная картина мира опирается в основном на классический редукционистский подход, согласно которому окружающие нас природные явления состоят из мира вещей и мира законов. Такое представление означает, что свойства целого объясняются свойствами частного, т.е. характеристика целого полностью определяется некоторой суммой характеристик его элементарных составляющих. Редукционистская парадигма естествознания, берущая своё начало ещё от Платона, нашла яркое и успешное воплощение в научном методе Галилея, который затем был обоснован и принципиально развит Ньютоном. Современное общество обязано этой парадигме крупными успехами в области науки, технологии и промышленности. Фундаментальными основополагающими понятиями редукционистской картины мира является материя и движение, согласно ей природа - это машина, состоящая, как и любой механизм, из отдельных частей со своими индивидуальными свойствами и описываемая раз и навсегда установленными законами математического естествознания.

Однако до Галилея и Ньютона доминировала в основном аристотелева система мира, согласно которой в природных процессах целое важнее её составляющих. Это так называемый холистский, т.е. целостный, глобальный подход к пониманию картины мира. По Аристотелю, наш мир представляет собой иерархическую систему, в которой одни формы подчинены другим формам, т.е. находятся в динамической взаимосвязи друг с другом. Холистский, целостный подход ориентирован на системный характер того или иного явления, для этого подхода целое нечто больше чем сумма его составляющих.

Этот подход уделяет важное внимание связям и взаимодействию между частями целого как некоторой системы.

Анализируя современное состояние психологии, философ Арсеньев А.С. говорит, что "психология хочет исходить из человека, личности, психики как некоторого целого, при этом она должна необходимо исходить из некоторой картины мира как целого".

Невозможность мыслить о человеке как о целом вне определенной картины мира была ясна для многих философов и ученых, в том числе психологов (cм., например, работу С.Л.Рубинштейна «Человек и мир» в кн. С.Л.Рубинштейн, «Проблемы общей психологии», изд. первое и второе. М., 1973 и 1976).

"Картина физического космоса для этого непригодна в силу ее не органичности, не целостности. Представление о космосе биологическом также не может быть использовано, поскольку «биологическое», обладая относительной автономностью и целостностью «в себе», по отношению к «человеческому» есть лишь часть, сторона этого последнего. Принять за исходное «био-космос» значит принять редукцию «психического» к «биологическому» и «физиологическому», т.е. вернуться в тот самый тупик, из которого психология пытается выйти. Единственной возможностью, адекватной поставленной задаче, является, таким образом, принятие «психокосмоса»"(А.С. Арсеньев) .

Далее автор делает заключение, что "исходя из этих идей, следует предположить существование некоторой «управляющей субстанции-энергии», (ибо энергия и субстанция не могут быть здесь разделены), обладающей разумностью, или субстанции разума как всеобщей (в смысле чистой потенциальности, способности стать чем угодно, принять любую определенность) основы космоса. В своей экстенсивной форме она заполняет все пространство (а может быть, есть само пространство). Ее интенсивность и выявленность (проявляющаяся, в частности, в организованности, гармонии) тем выше, чем выше порядок органической системы. Эволюция идет в направлении повышения этого порядка, т.е. возрастания разумности".

"В органических системах преобладает детерминация частей целым, целое существует прежде частей, части возникают как саморасчленение целого в процессе развития. Структурному расчленению целого предшествует дифференциация его функций, для выполнения которых и создаются соответствующие органы как структурные образования. Настоящее состояние системы определяется не только и не столько ее прошлым, сколько ее будущим (господствует целевая детерминация). Типичный пример органической системы - любая форма жизни, включая как отдельную особь, так и биосферу в целом.

Поскольку в органической системе господствует детерминация от целого к частям, то, определяя, гармонизируя свои части (и в этом смысле являясь автономной целостностью), она как целое определяется системой более высокого порядка, ибо по отношению к системе более высокого порядка она выступает как часть. Поэтому развертывание ее простого начала в конкретную полноту детерминировано системами более высоких порядков, вплоть до систем общекосмических (космическая «иерархия»), всеобщих законов развития и порядка космоса. Эти законы «задают» ее как целое, что для нее выступает как заданность своим собственным будущим. Органическая система, таким образом, -система «открытая», т.е. включенная в бесконечную иерархию систем высших порядков. Здесь возникает возможность объяснения упорядоченности космических систем, включая целесообразность живой природы (через подчинение каждой живой системы гармонизирующему, связывающему в единое целое, вернее, «держащему» в единой гармонической целостности всю иерархию природных систем принципу эволюции)" (А. С. Арсеньев).

Целый спектр современных научных исследований близко подходят к такому пониманию организации нашего мира, хотя из этих исследований напрямую такой вывод и не следует. Однако многочисленный опыт различных психодуховных практик напрямую руководствуются именно этой картиной мира.

Почему так важно осознанного принятия той или иной картины мира? Дело в том, что наша психика устроена таким образом, что мы воспринимаем только то, что в нашем представлении реально существует. Если в нашей картине мира снег имеет несколько десятков состояний (как у некоторых северных народов), то мы эти состояния различаем и ими руководствуемся при оценке погоды и, например, при выборе лыжной мази. Если в нашей картине мира чего-то нет или не возможно, например, пройти по раскалённым углям босяком, то мы не верим в это, даже если видим. Не возможно, например, в чьём-то представлении, глядя на человека диагностировать без аппаратуры состояние его кишечно-желудочного тракта, - следовательно, тот, кто этим занимается, шарлатан.

Современное направление в психологии - трансперсональная психология , благодаря работам Станислава Грофа, Кена Уилбера и ряда других исследователей, занимается исследованием картографии психокосмоса и разработкой методов развития индивидуальной психики для осознанной жизни в нём.

Особый интерес, с точки зрения развития индивидуальной психики, представляет в этом психокосмосе, в терминологии А.С. Арсеньева, управляющая субстанция как всеобщая основа космоса. О наличии такой субстанции говорится во многих древних космологических концепциях, только называется эта субстанция в разных концепциях по-разному.

Существуют методики, разработанные в различных эзотерических школах, взаимодействия с универсальной управляющей субстанцией космоса, но в большинстве случаев доступ к этим методикам затруднён традициями школ.

В прошедшем столетии возродилась, благодаря Микао Усуи, практика Рэйки , которая по своему проявлению может претендовать на взаимоотношение с этой управляющей субстанцией - всеобщей основой космоса. Если это так, то широкое распространение этой практики имеет неоценимое значение в эволюции человека, в перестройке всей его психоструктуры. Какие же у нас основания воспринимать именно так Рэйки?

Практика Рэйки, направленная на целительство, показала свою эффективность ещё в школе Микао Усуи и ему официально было разрешено использовать этот метод в его клинике. В настоящее время у многих практикующих целителей не вызывает сомнений эффективность этого метода как в целительстве, так и при оказании помощи в различных проблемных ситуациях и в преодолении проблем развития. В связи с чем Рэйки распространилось практически по всем странам мира. Существуют работы по исследованию динамики физиологического состояния при использовании этого подхода (см. примеры в конце статьи).

Однако, даже многочисленные положительные результаты не дают представления о возможностях метода. С целью исследования возможностей метода Рэйки , мы рассмотрим механизмы действия этого метода и в частности условия ограничивающие его применение.

Тот кто, начинает "узнавать в себе способность к внутреннему росту и испытывает «подлинную жажду истины, реальности, духа, души, самости, Бога, единства, свободы, бытия и смысла», - оказывается перед сложной задачей выбора психодуховной ориентации".

Для проработки вопросов ориентации в различении «полезной» и «вредной» психодуховной деятельности в Центре по изучению новых религий (Беркли, Калифорния) был проведен годичный семинар, результаты которого собраны в книге [1].

Для участия в семинаре его организатор и руководитель Дик Энтони пригласил представителей двух до того не пересекавшихся научных направлений - религиоведения и трансперсональной психологии, тем самым подготовив ситуацию открытого взаимообогащающего диалога. Результатом междисциплинарного общения явилось понимание преемственности психологической и мистической стадий внутреннего развития, а также многосторонний подход в изучении путей трансформации сознания.

Все необходимые для анализа характеристики психодуховной работы Энтони описывает при помощи трех дихотомических признаков, определяющих метафизику, праксис и интерпретативные возможности группы. "Комбинирование этих признаков дает восьмиклеточную матрицу - своего рода «концептуальный гештальт», позволяющий аналитику идентифицировать любую группу с одним из восьми типов.

Первый - метафизический - признак описывает мировоззрение группы или направления как монистическое или дуалистическое, что приблизительно соответствует различению восточных и западных религий. Монистическая ориентация, утверждающая одну и только одну предельную, абсолютную сущность, которая есть истинная природа всех кажущихся отдельными существ и вещей особенно отчетливо выражена в индуизме, буддизме и суфизме. Высшая цель в этих великих традициях Востока - достижение адептом сознания мистического единства с предельной духовной реальностью. Духовные лидеры воздействуют на своих последователей не этическими учениями, а силой примера.

Дуалистическая ориентация четко выражена в западной религиозной ортодоксии иудаизма, христианства и ислама. Индивидуальная судьба в этих традициях определяется успешностью нравственного поиска и завершается либо спасением, раем, близостью к богу, либо проклятием и адом. Воздействие лидеров дуалистических традиций глубоко этично, они проповедуют новые, чаще всего утопические пути организации социальной жизни.

Второй - методологический - признак типологии определяет основной практический принцип группы в поисках духовной трансформации, как технический или как харизматический. Техническая практика состоит в изучении и повторении специальных ментальных и физических процедур, таких как дыхательные упражнения, ритуальное пение и танцы, методы медитации и созерцания, различные виды йоги. В харизматических группах практикуются прямые личные взаимоотношения с лидером, признаваемые трансформативными сами по себе, ибо лидер воплощает божественные авторитет, знание и любовь. Практика группы, т.е. принятая ею методология трансформация сознания, всегда основывается на ее операциональном метафизическом мировоззрении.

Третий признак определяет восприимчивость группы к духовным идеям, как линейную или как мультимерную. В основу разделения положена традиционная в мистицизме идея о множественности планов духовной трансформации, концептуально не связуемых, и об опасности ее тривиализации и неверного истолкования. Линейная восприимчивость соответствует, кроме того, «духовному материализму» в определении Чогьяма Трунгпа. Это - смешение трансцендентального опыта с обыденным и эгоистическое искажение духовных учений. В ана-лизе линейных групп выяснились два их «порока». Во-первых, они чрезвычайно буквально и «окончательно» интерпретируют язык и тексты, слишком мало ценя символические и метафорические уровни смысла. Это проблема «одногласия». Во-вторых, они отстаивают позицию, согласно которой духовная трансформация и ценится, и верифицируется по предсказуемым, наблюдаемым последствиям обыденной сферы опыта. Это проблема "следственности". Именно одногласие и следственность, как показывают результаты наблюдения аналитиков, препятствуют аутентичной духовной работе в линейных группах. Мультимерная восприимчивость лишена этих и некоторых других недостатков. Мультимерными, т.е. по преимуществу аутентичными, группами являются те, в познавательный «арсенал» которых входят ключевые ценности, позиции и различения, отобранные великими мистическими традициями (к вышеперечисленным следует добавить дзен-буддизм, христианский мистицизм и даосизм).

Категория линейности-мультимерности - важнейшая в типологии, потому что, проводя различение психодуховных групп по их пониманию трансформации и духовной реализации, она позволяет найти четкие знаки псевдотрасформативной деятельности. Все линейные группы следует признать несостоятельными в плане мистического внутреннего самосовершенствования, однако некоторые из них весьма полезны в плане психосоциального развития.

По критериям выработанными группой исследователей под руководством Дика Энтони Рэйки относится к трансформативной практике.

По первому типологическому признаку - Рэйки относится к монистической ориентации. Во время процедуры инициации происходит установление мистического единства инициируемого с предельной духовной реальностью и в дальнейшей практике инициированный является проводником этой предельной духовной реальности.

Второй - методологический - признак типологии определяет основной практический принцип Рэйки в поисках духовной трансформации, как технический и одновременно харизматический. Техническая практика состоит в изучении и повторении специальных ментальных и физических процедур, таких как дыхательные упражнения, методы медитации и созерцания, различные виды йоги. Одновременно обучаемый вступает в прямые личные взаимоотношения с мастером, поскольку специально организованное общение обучаемого с мастером является трансформативным.

Третий признак определяет Рэйки как мультимерную группу по их пониманию трансформации и духовной реализации. Ментальная интерпретация текстов о Рэйки без иррационального опыта общения с предельной духовной реальностью не даёт понимания символического и метафорического уровня смысла Рэйки. В связи с принадлежностью Рэйки к мультимерной группе не возможно оценить духовную трансформацию и верифицировать её по предсказуемым, наблюдаемым последствиям обыденной сферы опыта. Поэтому применение привычной научной парадигмы: опыт - есть критерий истины, в данном случае не даёт однозначного ответа.

Разработка критериев успешности трансформации и духовной реализации возможно только на основе критериев самоорганизации и реализации высших ценностей, исследуемых в настоящее время трансперсональной психологией .

Рэйки почти всегда отождествляют с одной из систем целительства посредством наложения рук. Однако, содержание Рэйки, на самом деле, гораздо шире. С одной стороны Рэйки широко стало известно благодаря успехам в целительской практике, но с другой стороны, той о которой в литературе упоминается крайне мало, Рэйки - это путь осознания своей духовной природы и практики проявления этой духовной природы в повседневной жизни. Рэйки не относится ни к одной из конфессий, поскольку это первичная ориентирующая установка в отношении с миром, а принадлежность к той или иной конфессии, это культурная почва на которой строится отношение с Высшим Духовным Началом этого Мира. В связи с этим в школе Рэйки  нет никаких противоречий с любой религией или любой психодуховной практикой.

В силу же своей конкретной направленности, практика Рэйки позволяет с первых же шагов чётко осознавать и проявлять в себе критерий поведения в любой жизненной ситуации: твои действия определены духовным началом или идут «от ума», от материальной потребности, от мимолётного желания или стимулированы какими-то другими причинами. Проблемы у человека возникают в тех случаях, когда его поведение определяется неосознаваемыми психическими установками перечисленного типа, поскольку часто они входят в противоречие друг с другом. Если же поведение определяется по «велению души», то такие варианты лежат вне критики и вне конкуренции.

Соотнесение мотивов поведения с духовной координатой возможно вследствие инициированного в Рэйки наличия внутреннего состояния пребывания в гармонии с самим собой, а это происходит только при полном согласии всех компонентов психики как целостного образования. Интеграция психики в целостность другими, мне известными методами, требует длительной внутренней работы. В Рэйки же всё начинается с инициированного переживания целостности.


Таким образом, основными задачами, решаемыми в школе Рэйки, являются:


    1. Закрепление опыта переживания состояния целостности после процедуры инициации;

    2. Через практику работы со своим телом и с другими накопление опыта внутренней и внешней гармонизации, в здоровье, в самореализации и в отношениях;

    3. Накопление опыта различения действия по своему волению, или от Высшей Гармонии этого Мира;

    4. Психодуховная практика саморазвития.


Выводы:


    1. Психология развивается в направлении холистского, целостного подхода, ориентированного на системный характер того или иного явления в психике человека и в его отношениях с миром. Этот подход развивается в исследовании свойств органических систем и уделяет важное внимание связям и взаимодействию между частями целого как некоторой системы.

    2. Единственной возможностью, мыслить о человеке как о целом является принятие "психокосмоса" как адекватной этому подходу картины мира.

    3. Поскольку в органической системе господствует детерминация от целого к частям, то, определяя, гармонизируя свои части (и в этом смысле являясь автономной целостностью), она как целое определяется системой более высокого порядка, ибо по отношению к системе более высокого порядка она выступает как часть.

    4. Исходя из этой картины мира, следует предположить существование некоторой «управляющей субстанции-энергии», обладающей разумностью, или субстанции разума как всеобщей, способности стать чем угодно, принять любую определенность, основы космоса. Такая субстанция является направляющей процессов самоорганизации всех частей целого: атома, клетки, организма, человека, сообщества, цивилизации, биосферы, планеты, планетных и звёздных систем.

    5. Практика Рэйки по своему проявлению может претендовать на взаимоотношение с этой управляющей субстанцией - всеобщей основой космоса.

    6. Рэйки относится к монистической картине мира. Во время процедуры инициации происходит установление мистического единства инициируемого с предельной духовной реальностью и в дальнейшей практике инициированный является проводником этой предельной духовной реальности.

    7. Духовная трансформация в Рэйки реализуется как психотехнической практикой, так и одновременно наличием харизматической составляющей.

    8. Духовная реализации в Рэйки не мыслима без иррационального опыта общения с предельной духовной реальностью, которая даёт понимание символического и метафорического смысла Рэйки.

    9. Успешность трансформации и духовной реализации человека, возможно, удастся оценивать на основе критериев самоорганизации и реализации высших ценностей, исследуемых в настоящее время трансперсональной психологией.

 


 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

 
Последние комментарии