Главная >> Наши публикации >> Синергетический подход в психологической практике: целевая самоорганизация психики
 

Синергетический подход в психологической практике: целевая самоорганизация психики

Печать
АвторТытарь Е.Т.  

Идеи синергетического подхода к процессам личностного развития мы начали применять в психологическом консультировании и в организации психотренинговых семинаров более десяти лет назад. В последующем у нас выстроилась программа подготовки практических психологов, основанная на концепции самоорганизации.

Конечно, применение синергетического подхода в психологической практике, на наш взгляд, находится на начальном этапе. Но его универсальность позволяет, как следует из нашего опыта, говорить о его перспективности в многочисленных областях психологической практики: в психотерапии, в творческом развитии, в психотренинге, в личностном развитии и т.д.

Первый шаг, предпринятый нами, заключался в психологической интерпретации принципов синергетической теории управления, разработанной А.А. Колесниковым [1]. Первые, даже не очень удачные варианты этой трансляции [2,3,4,5], позволили существенно повысить структурированность и, соответственно, эффективность работы с психологическими проблемами, а также начать разработку предмета и метода трансперсональной психологии [6]. Однако, на наш взгляд, в теории управления и в философских работах содержится гораздо больше осмысления данного подхода, чем в психологической практике. Ни в коем случае не умаляя заслуг тех, кто в настоящее время развивает синергетический метод в психологии, нам всё-таки хотелось бы в сжатом виде изложить своё видение развития синергетического направления в психологии. 

Прежде всего, применение синергетического метода требует пересмотра, в соответствии с современными достижениями физики и философии, привычной картины мира. Дуалистический взгляд на мир давно уже не удовлетворял практических психологов. В этой картине мира не могут найти объяснения результаты духовных практик и достижения трансперсональной психологии.

Осмысление современных достижений физики, опыт трансперсональной психологии, психодуховных практик и современных интенсивных психотехнологий легли в основу концепции эволюционирующей самореферентной Вселенной, обладающей нелокальной голографической памятью [7].

Монистическая парадигма строения мира сразу создала пространство для развития многих методов трансперсональной психологии, позволила по-новому ставить задачу исследования сверхспособностей человека и использовать громадный духовный опыт личностного развития в психологической практике. С этой позиции появляется возможность по-новому представить взаимоотношения сознания, внутренней психической среды человека и режимов функционирования его мозга.

Цель психотерапевтической практики, построенной на этой концепции, заключается в помощи обретения внутренней согласованности личности со своими собственными, часто противоречивыми предпосылками, и обретения веры в себя. Сознание в этом процессе является силой, преобразующей внутреннюю психическую среду.

Из всех многочисленных, выявленных и описанных в литературе, свойств и определений сознания, в качестве рабочей модели мы использовали то, которое в нашей практической работе позволяет эффективно реализовывать это преобразующее свойство сознания.

Это - буддийское понимание сознания как одной из природных стихий, и в этом качестве практические свойства сознания и исследуются трансперсональной психологией. Весьма перспективной, на наш взгляд, для разработки методологии работы с сознанием является идея калибровочной теории, развиваемой для управления системами с распределёнными параметрами школой А.Г. Бутковского [8]. Этот подход позволяет более чётко сформулировать методические принципы работы с сознанием, которое, имея внутреннее напряжение syntropic, по терминологии итальянского математика Luigi Fantappie [9] и венгра А. Szent-Gyorgyi [10], самоорганизует всё его содержание к целостности. Идея калибровочного принципа заключается в том, что все наши природные поля - это компенсационные поля, призванные компенсировать внешние возмущения. Это напрямую совпадает с буддийским пониманием сознания как силы, сохраняющей целостность внутренней психической среды человека, а поскольку человек часть этого мира, то и целостность всего нашего мира.

В своей практике мы опираемся на следующее представление: сознание - это непространственная высокоорганизованная субстанция, обладающая свойствами синтропии, голограммы, фрактальности и способности самоотождествления с разными областями фрактала.

В понимании внутренней психической среды человека мы опирались на работы Казимира Домбровского [11] . Внутренняя психическая среда (ВПС) [11] - термин К.Домбровского - определяется автором как "система внутренних тенденций и динамизмов индивида, одно- или многоуровневых, иерархических или равнозначных, гармоничных или противоречивых".

ВПС - это та среда, в которой разыгрывается внутренняя драма человека, стремящегося через напряжения, конфликты, ретроспекцию и проспекцию к уровню личности и ее идеалам, и далее, в направлении раз от разу все более высокой иерархии ценностей и целей. Здесь, в ВПС, под воздействием внешних факторов, а иногда и без них, разыгрываются все явления развития: творческие, патологические, сознательные и полуосознанные. Здесь возникают энтузиазм, депрессия, тенденции к самоубийству, к творчеству, неврозы и психоневрозы. Побуждающим стимулом развития внутренней психической среды, по Маслоу [12], могут быть либо мотивация недостатка, либо мотивация достижения. Внутренняя психическая среда человека - это та реальность, которая определяет все его отношения с миром и, соответственно, его положение в этом мире.

Перспективным методом психокоррекции внутренней психической среды человека является стимуляция процесса направленной самоорганизации этой среды. В психотерапии можно выделить причинные (стихийные) способы самоорганизации - путем создания условий, в которых напряжение неразрешенной ситуации или внутреннего конфликта разрешается путем самотрансценденции; при этом происходит восстановление согласованности внутренних психических процессов и преодоление негативных установок, в том числе переживания ущерба, неудовлетворенности и т.д.

Фактически, именно таким образом, и происходит спонтанный процесс внутреннего развития в обыденной человеческой жизни. Жизненные ситуации подбрасывают материал, требующий процесса согласования с предыдущим жизненным опытом, что ведет к самоорганизации внутренней психической среды. Большинство методов психологической помощи: рациональная психотерапия, гештальт-психология, психоанализ, психодрама, методы, использующие биообратную связь, нейролингвистичекое программирование, холотропное дыхание в трансперсональной психологии и др. - выполняют задачу создания условий для причинной самоорганизации.

К методам целевой самоорганизации можно отнести методы психологической помощи, которые способствуют реализации мотивации достижения. Независимо от области применения: профессиональный психотренинг, психотерапия, помощь в личностном развитии, - основным в этом подходе является наличие осознаваемой цели, которая направляет весь процесс самоорганизации внутренней психической среды.        

Роль психолога заключается в научении приемам формирования внутренних условий, поддерживающих процесс самоорганизации внутренней психической среды в соответствии с истинной целью, которая в этом случае и является аттрактором внутренних процессов.   

Духовный психосинтез Ассоджиоли и большинство практик духовного развития предполагают формирование такой психической структуры, которая может рассматриваться как аттрактор, организующий процесс направленной, целевой самоорганизации. В работах Домбровского эта ситуация описывается как появление так называемого "третьего фактора", направляющего весь процесс внутренней самоорганизации. Таким образом, целевая самоорганизация внутренней психической среды требует осознанной психотренинговой практики, направленной на поддержание процессов самоорганизации в соответствии с проявленным аттрактором, который является внутренней силой, определяющей на данный момент все жизненные ценности и, соответственно, управляющий актуальным поведением человека.

Психотерапия посредством целевой самоорганизации является процедурой введения в поле сознания материала из внутренней психической среды, подлежащей структурированию и организации, и последующих психологических практик, способствующих кооперативному процессу преобразования внутренней психической среды в соответствии с целевой установкой сознания. Целевая установка, которая является аттрактором для внутренних процессов самоорганизации, может быть осознаваемой, но может быть и неосознаваемой. Но и в том и в другом случае реальный процесс самоорганизации, восстанавливающий целостность внутренней среды, происходит при проявлении в поле сознания её части, вызывающей внутренний конфликт, и синергийном преодолении этого конфликта. Это относится также и к структурированию внешних взаимодействий при реализации конкретных устремлений индивида. До тех пор, пока личностью не осознанны внутренние противоречия при попытке реализации каких-то своих планов, результат не может быть удовлетворительным. И наоборот, чёткое осознание своей истинной потребности приводит к быстрой и эффективной реализации желаемого.

Для того, чтобы во внутренней психической среде в результате кооперативного процесса сформировалась новая психическая структура, аттрактор должен обладать достаточным потенциалом, с тем, чтобы вовлечь в процесс необходимый психический материал. Наибольшей силой обладают архетипические аттракторы, связанные с основными жизненными смыслами и процессами душевной жизни человека. Если истинная потребность человека в достижении цели связана с одной из архетипических составляющих, то эта потребность мобилизует большую энергию человека для ее реализации. Предъявление сознанию цели в контексте архетипического содержания оказывается силой, определяющей весь дальнейший процесс самоорганизации внутренней психической среды. Архетипическое содержание проявленной потребности предъявляется в виде некоторых метафор, наполняемых самой психикой конкретным содержанием из своего материала.

Например, возможна ситуация, когда человек не справляется с противоречием внутренних установок, когда каждая из его субличностей, ситуативно доминирующая, реализует свои цели, плохо согласующиеся с установками других субличностей. В этом случае работа с "образом верховного правителя" приводит к процессу психосинтеза субличностей и снятию их конфликта. Кстати, этот процесс хорошо отработан в буддийских инициирующих практиках обретения целостности в образе Учителя. Если проблемы связаны с половыми ролями, то образ идеальной женщины или идеального мужчины активирует процесс, направленный на проявление подавленных качеств, соответствующих этим ролям.

Удержание в сознании метафорического образа желаемой реализации, при выполнении условий, способствующих активации процесса самоорганизации, ведет к развитию кооперативного процесса внутреннего преобразования психической среды в соответствии с этим образом.

Однако, если удерживаемый образ будет присутствовать только в ментальной части психики и не захватит ее глубинных слоев, то результат будет очень неустойчив, и в реальной ситуации, скорее всего, все останется по-старому. Для реальных изменений необходимо вовлечение в этот процесс более глубоких слоев психики. Причем, характерно то, что сознание выступает лишь пусковым фактором процесса самоорганизации, и при возникновении кооперативного процесса в самоорганизации и наличии достаточного энергетического обеспечения этот процесс уже самоподдерживается.

Различные режимы работы мозга обеспечивают разные уровни взаимодействия сознания и внутренней психической среды человека. Внешние проявления различных режимов работы мозга можно наблюдать по видам его электрофизиологической активности [13].

Психологическая практика в нашем понимании - это взаимодействие индивидуальной части сознания (в дальнейшем индивидуального сознания) с внутренней психической средой индивида в целях, описанных выше. Взаимодействие сознания одного человека с психической средой другого человека мы наблюдаем, в частности, в психосоматическом целительстве. В широком аспекте взаимодействие индивидуального сознания с внешним миром представлено в работах Станислава Грофа [14], Роберта Монро [15] и др. В процессе личного развития индивида происходит ассимиляция его внутренней психической средой опыта такого отождествления сознания с внешней средой.

Условия, при которых возможна самоорганизации внутренней психической среды в поле сознания, при следующих обстоятельствах:

 

  • осознание индивидом его истинной потребности;

  • если внешняя среда, в которой находится человек, позволяет ему пройти этот процесс трансформации до конца. В случае прерывания процесса обычно наблюдается эмоциональный срыв, порой довольно длительный, часто сопровождаемый аутизацией;

  • если глубинные слои внутренней психической среды доступны для осознания, а это возможно при определённых режимах работы мозга [13]. Для этого в процессе подготовки клиента проводится психотренинг по выработке навыка управления работой мозга в режиме тэта- и дельта-активности (при этом возможно использование для оценки этого состояния критерии активного интеллекта по методике Анны Вайз [13]);

  • если психофизиологическое состояние человека позволяет ему справиться с эмоциональными стрессовыми нагрузками в таком процессе. В предварительной психологической подготовке формируется так называемое ресурсное состояние, обеспечивающее мобилизацию для преодоления препятствий в достижении поставленной цели.

Психологическая практика, индивидуальная либо психотренинговая, делающая возможность целевую самоорганизацию ВПС, - проводится по следующему алгоритму:

   1. В предварительной психологической подготовке формируется образ желаемого результата, который выполняет роль аттрактора в процессе самоорганизации новой психической структуры путём создания во внутренней психической среде человека метафорической образной ситуации, ассоциативно представляющей идеальный вариант согласованной проблемной ситуации. Эта метафорическая образная ситуация должна отражать структуру проблемной ситуации;

   2. Музыкальное и вербальное сопровождение всей процедуры направлено на формирование соответствующей активности мозга для активации глубинных слоёв психики;

   3. Выполняются дыхательные и энергетические упражнения, дающие дополнительную энергию для преодоления психологических защит и формирования во внутренней психической среде новой желаемой структуры;

   4. Согласно предварительной инструкции, после завершения каждого законченного фрагмента глубинных "погружений" во внутреннюю психическую среду, участник психотренинга переводит себя в режим осознанного закрепления материала психосоматических переживаний в этом фрагменте;

   5. Закрепление процессов самоорганизации во внутренней психической среде проводится путём проговора и в рисунке материала переживаний;

   6. При удачном разрешении каждой проблемной ситуации обеспечивается поддержка (психолога, а также всей тренинговой группы).


Выводы:


В развитии внутренней психической среды участвуют две стороны процесса:

  • процесс движется в направлении устраняющем деструктивное действие негативных переживаний. При этом скрытым аттрактором выступает некоторый виртуальный образ себя, имеющий качество, противоположное тому, которое вызывает деструктивные переживания, например: любимый - не любимый, глупый - умный, бедный - богатый и т.п.

  • процесс самоорганизации развивается благодаря активации мотивации достижения, где в качестве аттрактора выступает архетипический образ Героя, Учителя, Матери и т. д.

   1.  Проявление архетипического образа как желанного, т. е. как аттрактора, организующего всю психическую активность человека, происходит через трансперсональные переживания архетипического образа, отождествленности с этим образом и реализации его качеств в себе;

   2. Закрепление этого аттрактора требует активации процесса самоорганизации с помощью определенного состояния сознания, вовлекающего всю психическую среду в этот процесс. Для осознанного подкрепления развивающегося процесса часто используют какой-либо символ, актуализирующий психическое состояние, необходимое для поддержания процесса самоорганизации;

   3. Дальнейший успех процесса самоорганизации связан с отождествлением индивида с желаемым образом себя и проявлением отдельных его качеств в повседневных поступках, что и является кооперативным процессом структурирования внутренней психической среды в соответствии с желаемым образом;

   4. Описанный процесс управления процессом самоорганизации собственной психической среды аналогичен работе психолога с психикой другого человека, например, при психосоматическом целительстве;

   5. В процессе развития внутренней психической среды личность обучается владеть сознанием более высокого уровня организации, что обуславливает свойство проникновения во все уровни организации материи и способности вызывать процессы самоорганизации на этих уровнях, в частности то, что известно как парапсихические способности человека. Отличие процесса владения "обыденным" сознанием от владения сознанием более развитым заключается в выборе "объекта" отождествления - организующего аттрактора. Аттракторы соответствующего уровня иерархической организации сознания хорошо проработаны в буддийских психотехниках.

      Представляется, что в европейской психотренинговой практике две стороны психического процесса клиента: психотерапия, связанная с мотивацией недостатка, и практика овладения более высокими уровнями организации сознания с участием мотивации достижения - не различаются, что, вероятно, зачастую приводит к кризисам в личностном развитии;

   6. В развивающейся в настоящее время трансперсональной психологии постепенно формируется направление, которое раньше было уделом духовных практик: овладение состояниями сознания более высокого уровня организации. Это новое направление, которое пока даже не выделено в самостоятельный раздел психологии, все больше привлекает внимание в связи с практическими задачами, стоящими перед человечеством на данном этапе его развития. Это и развитие новых форм обучения, и целительских практик, и проблемы психоэкологии, и принятие решений при больших потоках информации или при дефиците информации, это и управление социальными процессами, и психологическая помощь в личностном развитии.

 

По конкретным психотехнологиям, построенным на описанных выше принципах, разработан ряд обучающих программ , которые проходят апробацию. В настоящее время авторами разрабатывается символьно-алгоритмический язык, описывающий конкретные психотехнологии.

 

Литература:

   1. Колесников А.А. Синергетическая теория управления. Таганрог: ТРТУ; М.: Энергоатомиздат, 1994, 344 с.

   2. Колесников А., Тытарь А. Методологические принципы холистического подхода. В сб. Из Хаоса в Космос. Под ред. В. Козлова. М., 1995г., с. 40-45.

   3. Тытарь А. "Синергетические психотехнологии" c. 137-140 в сб. "Этюды о новой психотерапии" под ред. В.В. Козлова. Минск, 1995. 192 с.

   4. Тытарь А. "Синергетика интеграции личности" с. 32-39 в сб. "Психотехнологии в социальной работе", вып. 1, под ред. В.В. Козлова, Кострома, 1996, 77 с.

   5. Тытарь А. "Синергетическое управление психическими процессами", с. 72-76 в сб. "Ребёнок и пространство. Семь шагов к истине." Сб. Под ред. В.В. Козлова. М.: МАПН, 1996, 197 с.

   6. Тытарь Е., Тытарь А. "К вопросу о предмете и методе трансперсональной психологии", с. 171 -182 в сб. "Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т.3, под ред. В.В. Козлова. - Ярославль, 2000 - 264 с.

   7. Аршинов В.И. "Синергетика как феномен постнеклассической науки". Докторская диссертация. Институт философии Российской Академии наук.

   8. Бутковский А.Г. "Геометрический подход к управлению системами с распределёнными параметрами", с.58 - 64 в сб. "Новые концепции общей теории управления: сборник научных трудов", под ред. А.А. Красовского. Москва - Таганрог: ТРТУ, 1995, 183 с.

   9. Morris, H.M., & Morris, J., The Modern Creation Trilogy: Society & Creation, 1996, Master Books, Green Forrest, AR. http://www.icr.org/research/ro/ro-r01.htm

  10. Jerry R. Bergman, "Albert Szent-Gyorgyi's Theory of Syntropy and Creationism" (ICR Impact Series, No. 54), Acts and Facts, December, 1977.

  11. Тытарь Е. "Концепция личности в теории позитивной дезинтеграции К. Домбровского", с. 131 - 146 в сб. "Психотехнологии в социальной работе". Вып. 5. Сб. под. Ред. Козлова В.В. - Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2000 - 252 с.

  12. Маслоу А. Дальнейшие рубежи развития человека. В сб. Вопросы саморазвития человека. Выпуск 2, под ред. В. Данченко, Киев. 1990 г., с. 3-10.

  13. Вайз А. "Вдохновение по заказу". Пер. с англ.; ООО "Попурри", 1998. - 304 с.

  14. Гроф С. "Холотропное сознание". - Пер. с англ. О. Цветковой. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 248 с.

  15. Роберт Монро. "Окончательное путешествие". Пер. с англ. - К.: "София", Ltd., 1999. - 288 с.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

 
Последние комментарии