Главная >> Наши публикации >> Синергетический метод в психотехнологиях личного тренинга
 

Синергетический метод в психотехнологиях личного тренинга

Печать
АвторТытарь А.Д.,Тытарь Е.Т.  

 

В докладе рассмотрены принципы организации психотехнологий личного тренинга на основе синергетического подхода. Сформулированы условия формирования качеств личности, необходимых для достижения поставленной цели. Рассмотрена аппаратурная реализация психологического тренинга на основе психофизиологической обратной связи. Проведен анализ показателей и динамики психофизиологического состояния в процессе личного тренинга на основе синергетических принципов самоорганизации.

Проблемы, с которыми сталкивается тренер в процессе личного тренинга, условно можно разделить на две большие группы:

1. Личностного характера:   

  •       невротизация как следствие личностной незрелости: невозможность сделать выбор;

  •       принять решение; эмоциональная зависимость; страхи осознанные и нет; и т.п.;

  •       кризисы жизни эндогенного характера, в том числе возрастные;

  •       критические жизненные ситуации, связанные с "другими": работа, семья, отношения, финансы;

  •       разные формы зависимостей - алкогольная и наркотическая;

  •       психосоматические нарушения.

 

2. Трансперсонального характера:

  •       экзистенциальные: кризис смысла и цели жизни;

  •       проблема общечеловеческой самоидентификации - вопросы " кто мы? Куда мы идем? На что мы можем надеяться?";

  •       фрустрация потребности самореализации;

  •       потребность в помощи в периоды духовных кризисов;

  •       потребность в самотрансформации, трансценденции наличного состояния в сторону развития космичности" сознания - в направлении трансперсональности (в случае переживания такого опыта).

 

Успех в личном тренинге:

  •       вдохновляет людей открывать новые возможности, а не фокусироваться на ограничениях и препятствиях;

  •       поддерживает людей принимать сильные решения в сложных условиях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу;

  •       помогает людям преодолеть их собственные препятствия, стоящие на пути к успеху;

  •       развивает навыки работы с конструктивной обратной связью.

Мы полагаем, что трансперсональная психология, которую мы представляем, может принять синергетический метод как свой основной. Это - неманипулятивный подход в помощи достижения человеком аутентичности - основного условия успешной самореализации, и мы разделяем точку зрения К.Домбровского(1) на то, что личностное развитие является и самой эффективной немедицинской психотерапией.

Как нам представляется, наиболее адекватным методом, способным описать процессы самодвижения, саморазвитии психики в понятийном поле трансперсональной психологии, является синергетический метод (2,3,4) в сочетании с Теорией Позитивной Дезинтеграции (ТПД) К.Домбровского (1).

Синергетический подход позволяет ухватить психику в ее целостности, как саморазвивающуюся систему, не членя ее на отдельные функции, и выработать критерии нормы и патологии развития, исходя из основных принципов развития органической системы (которой и является человек).

Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы "Человек", и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Здесь же снимается проблема разделения "душа - тело": психосоматическое единство становится очевидным.

    

Процесс самодвижения (саморазвития) личности в понятийном поле синергетического подхода выглядит так:

         1. Для начала процесса саморазвития личности необходимо наличие аттрактора, условие открытости системы - обмен энергией и информацией со средой. Здесь ещё может действовать хилотропный аттрактор, или - "мотивация недостатка" по А. Маслоу, или 1-й уровень по К. Домбровскому: выполняется условие неравновесности системы.

         2. Энергообеспечение должно увеличиваться и стать достаточным для преодоления деструктивных процессов и формирования новых структур внутри системы - преодоление 2-го уровня по К. Домбровскому.

         3. Должно выполняться условие кооперативности: направленное взаимодействие компонентов системы, ведущее к образованию (развитию) ядра новой структуры, как основания для трансценденции за пределы наличного состояния системы (с новым, холотропным аттрактором). Это появление новых, высших потребностей личности (по К. Домбровскому), 3-й уровень развития в ТПД. В отличие от хилотропного аттрактора, который проявляется как синтез прошлых условий и настоящих возможностей, холотропный аттрактор проявляется как детерминация будущим интегральных возможностей прошлого и настоящего. Это приводит к расширенным состояниям сознания. В отличие от хилотропного аттрактора, который, как правило, является внеположенным, внешним по отношению к личности, холотропный аттрактор проявляется при условии концентрации энергии внутри индивида, доверия к внутренним процессам как к управляющим - больше, чем к внешним, сознании собственной самоценности, несводимой к внешним шкалам оценок, и, таким образом, холотропный аттрактор является проявлением внутренних, имманентных индивидуальному сознанию, смыслов, целей и ценностей. Это - уровень самоактуализации по А. Маслоу или 4-й уровень развития личности по ТПД К. Домбровского.

         4. Далее, с точки зрения синергетики, факторы внешней среды становятся внутренними стимулами саморазвития системы. Система расширяется до слияния со средой. Так создаются условия для образования трансперсонального аттрактора, следующего за 4 уровнем (самоактуализации) - это переход сознания на уровень единства "Я" и Мира.

         5. Аттрактор первого уровня, по мере саморазвития, разворачивается в аттрактор 5 уровня (ТПД), где очевидно уже, что целью саморазвития системы является сама система (человек, сознание, личность), разворачивание её потенциала до состояния самоотождествления со всей средой - без самоуничтожения.


Таким образом, задачи, которые решаются в личном тренинге, с точки зрения синергетического подхода (независимо от характера проблем) можно представить следующим образом:

    1. Выявление ведущего аттрактора в психике клиента и сопутствующих ему вторичных (цели и смыслы);

    2. Повышение энергетического потенциала клиента для выхода на новый уровень;

    3. Повышение уровня осознания наличной ситуации;

    4. Создание условий, провоцирующих переход - трансценденцию в качественно новое состояние.

    5. Обучение навыкам самоорганизации и синтонии со средой.


Психотехнологии и методики, решающие эти задачи в рамках синергетического подхода и в аспекте трансперсональной психологии, можно разбить на следующие условные группы:

    1. Релаксационные методы: аутогенная тренировка  1 и 2 ступеней; психофизиологическая обратная связь (БОС-тренинг по параметрам КГР и ЧСС);

    2. Трансперсональные: холотропное дыхание; инициатические (Рейки) ; медитативные техники; "провоцирующие" тренинги; методы активного и направленного воображения, и некоторые другие.

    3. Методы, ведущие к расширенным состояниям сознания (РСС) и приобретению опыта жизни в них:

  •       тренировка психических функций: развития интуиции, воображения, эйдетической памяти;

  •       тренировка внимания как способа управления сознанием;

  •       обучение растождествлению с содержаниями сознания;

  •       обучение многоуровневому моделированию проблемной ситуации;

  •       психофизиологическая обратная связь  (или БОС-тренинг по параметрам ЭЭГ) для достижения расширенных состояний сознания.

     

Слежение за динамикой частоты сердечных сокращений ЧСС позволяет после математической обработки делать следующие оценки:

   1. Состояние минимального или оптимального напряжения систем регуляции характерное для удовлетворительной адаптации организма к условиям среды (состояние нормы).

   2. Состояние функционального напряжения, проявляющееся мобилизацией защитных механизмов.

   3. Состояние перенапряжения, для которого характерны недостаточность адаптационных защитно-приспособительных механизмов и их неспособность обеспечить адекватную реакцию организма на воздействие факторов внешней среды.

   4. Состояние истощения (астенизация) регуляторных механизмов, при котором могут проявляться и отдельные характерные синдромы предболезни.


Самоорганизация активности мозга с использованием психологической обратной связи по комбинации альфы, тета и дельта в ЭЭГ в правильных отношениях и пропорциях в левом и правом полушарии в лобных и затылочных областях обеспечивает реализацию творческого потенциала, понимания, интуитивного прозрения.


 

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

 
Последние комментарии