Главная >> Наши публикации >> Синергетическое управление психическими процессами
 

Синергетическое управление психическими процессами

Печать
АвторТытарь А.Д.,Тытарь Е.Т.  

 

В основе синергетического подхода  к управлению психическими процессами человека лежат следующие предпосылки:


       1. Жизненная ситуация, приводящая к нарушению динамического стереотипа поведения, вызывает неустойчивое - неравновесное психическое состояние [1].

       2. У человека есть состояние готовности к произвольной психической саморегуляции [2].

       3. Человек обладает следующими онтологическими характеристиками [3]:

  •  он стремится сохранить некий центр;

  •  эта центрированность человека зависит от того, достаточно ли у него сил, чтобы утвердить её, т.е. она не удерживается автоматически, как у растений и животных;

  •  у него есть потребность и возможность выйти за пределы своей центрированности и принимать участие в других существах;

  • самосознание - та ступень развития психики живых существ, которая позволяет человеку осознавать, что он - то существо, котрое имеет центр, удерживает его и принимает участие в других существах. Самосознание позволяет ему использовать абстракции и символы, чтобы переступить границы непосредственно данной ситуации.

Выход за пределы ситуации и изменение своего стереотипа поведения, как бессознательного отклика на ситуацию, требует работы самосознания и энергетических затрат на самоорганизацию нового поведения более эффективного в подобных ситуациях. Этот процесс более или менее успешно у человека идёт всю жизнь и когда он сам не справляется он обращается за помощью. Повысить успешность перестройки психических процессов на новое поведение или, другим языком, оказать психологическую помощь можно разными способами в зависимости от характера этой помощи [4]. Объективацию успешности перестройки психических процессов можно реализовать либо "методом натурного моделирования", прохождением ситуаций вызывающих проблемное поведение, либо путём математического моделирования, если аналитически данный процесс описывается, либо комбинированным способом, что реализуется в различных устройствах, использующих биообратные связи по психофизиологическим параметрам отражающих реакцию организма на ситуацию [5].

Математическое моделирование в чистом виде используется крайне редко, ввиду сложности описания психических процессов в реальной ситуации. В основном в настоящее время практические психологи работают используя различные методы натурного моделирования, воссоздавая в восприятии человека проблемную ситуацию и оказывая помощь в осознании действующих психических процессов и разучивая с клиентом различные приёмы влияния на эти процессы. Причём весь процесс объективации построен на рефлексии и разборе её результатов. Такой подход хорош тем, что не требует дополнительно сложного оборудования и доступен в любой ситуации, но требует от пациента навыка рефлексии, а от практического психолога знания широкого спектра приёмов пробуждения рефлексии у людей различной психоструктуры и различения фонтазий и реальности.

Применение биообратных связей БОС  позволяет объективировать реакции организма, и тем самым внешне отображать результаты влияния на психические процессы и динамику психофизиологических показателей сязаннных с типом поведения в проблемной ситуации. Применение БОС облегчает практическому психологу обучение клиентов с различной психоструктурой навыкам самоорганизации с использованием принципов синергетики.

Реализация аппаратурной поддежки работы практического психолога по поддержке процесса самоорганизации на принципах синергетики требует решение следующих задач:

  • выявление психофизиологических показателей отражающих соблюдение принципов синергетики в каждой фазе самоорганизации:

  • шкалирование выбранных психофизиологичесских показателей;

  • формирование сопровождающего функционала;

  • отображение в удобной для восприятия форме сигналов БОС.

Психофизиологические показатели эффективности выполнения принципов синергетики связаны с особенностями индивидуальной реакции организма, определяемой преимущественным типом поведения, и рекомендуемым типом психотренинга повышения уровня самоорганизации и расширения адаптационных возможностей.

Для человека с преимущественным поведением типа 1 [6] рекомендуется психотренинг мобилизации и формирование регуляторных систем и механизмов сохранения равновесия в неприятной ситуации. Значимыми психофизиологическими показателями в этом случае будут те показатели, которые отражают уровни адекватной активации, мобилизацию - демобилизацию и включённость в ситуацию при обычном избегании "неприятности" проблемной ситуации. Приращение уровня адекватной активации направляется на мобилизацию и гомеостаз: удержание системы конструктивных отношений в проблемной ситуации.

Формирование регуляторных систем и механизмов адаптации к проблемной ситуации происходит по принципу самоорганизации психоструктур различного уровня в зависимости от характера возникающих проблемных ситуаций, воспринимаемых человеком как угрожающим его целостности:

  • противоречия между ведущими потребностями, мотивами, сторонами "Я" и др.;

  • возростные кризисы;

  • ситуационные, связанные с самооценкой и оценкой "Я" другими.

Вовлечённость в процесс самоорганизации зависит от состояния готовности к психической саморегуляции, которая складывается из основных компонентов ( как и готовность к любой целенаправленной деятельности) - мотивоционного, когнитивного, эмоциональнлго и волевого и определяется [2] внутренним локусом контроля, ответстенностью за себя и способностью к самонаблюдению, а также индивидуальной доступностью изменённых состояний сознания. Если мы рассмотрим компоненты готовности в четырёх измерениях степеней свободы [7], то увидим, что каждый из компонент отражает способность к саморегуляции в каждом из этих пространств.

Положительное решение проблемной ситуации сопровождается эмоциональным подъёмом, притоком энергии, в то время как не возможность конструктивного разрешения ситуации приводит к ощущению бессилия, потери энергии, что и может служить показателем эффективности процесса самоорганизации - сопровождающим функционалом, отражающим конструктивную, либо деструктивнуую направленность процесса.

Для человека с преимущественным поведением типа 2 рекомендуется психотренинг устойчивости эмоциональной сферы и сохранение познавательной активности, что повысит результативность в проблемной ситуации. В соответствии с вышесказанным весь процесс психокоррекции будет проходить аналогичным образом, отличия только в расстановке акцентов в самонаблюдении при поддержании процесса самоорганизации. Всё сказанное справедливо и для других типов поведения.

Итак, к Вам обратился пациент за психологической помощью...

Первая задача, которую Вы должны решить, в какой помощи он нуждается, почему естественные механизмы самоорганизации не справляются и какая ложная установка (по терминологии синергетики - аттрактор) "стягивает" на себя жизненную энергию.

Наиболее гибкий инструмент исследования личнности, легко адаптируемый к потребностям практического психолога, - метод репертуарных решёток [8]. В принятом в данном подходе диагностические исследования проводятся на основе оценочных решёток, где в качестве элементов берутся положительные черты и значимые цели, а конструктами являются доминирующие типы поведения - жизненные смыслы и уровни спектра сознания возможной констиляции личностных проблем.

Оценочная решётка степени связи личностых черт, проявляющиеся в поведении, с уровнем спектра сознания возможной констиляции личностных проблем позволяет практическому психологу выявлять психоструктуры, деструктивно доминантные в проблемной ситуации и мешающие процессу естественной самоорганизации.

Оценочная решётка связи значимых целей с предпочитаемым типом поведения и жизнеными смыслами позволяет подобрать наиболее адекватный для данного психотипа вариант психотренинга и набор техник и приёмов наиболее естественных для данного человека.

Таким образом, проводя периодически обследования с использованием этих оценочных решёток, психолог достаточно гибко поддерживает естественный процесс психической перестройки клиента.

 

Пример 

Тип решетки: оценочная связи значимых целей с предпочитаемым типом поведения и жизненными смыслами

Используемая шкала ... 7-бальная, матрица: 24 X 5

Список элементов
1 эмоциональная насыщенность
2 зрелость суждений
3 здравый смысл
4 физическое здоровье
5 психическое равновесие
6 интересная работа
7 жизнь на природе
8 окружение произведениями исскусства
9 физическая близость с любимым человеком
10 духовное единение
11 материальная обеспеченность
12 наличие верных друзей    
13 уважение окружающими
14 интеллектуальное развитие
15 реализация своего потенциала
16 физическое развитие
17 духовное самосовершенствование
18 развлечение
19 развлечение
20 внутренняя свобода
21 счастливая семейная жизнь
22 счастье других
23 творчество
24 уверенность в себе

Список конструктов
1 -> приятно не приятно
2 -> хочу не хочу
3 -> хорошо плохо
4 -> надо не надо
5 -> правильно не правильно

Результаты корреляционной обработки в координатах главных компонент 

publish31.gif

publish32.gif

Здесь номера от 1 до 5 соответствуют конструктам, а последующие - номер элемента плюс 5.
Вид распределения в координатах главных компонент показан на следующем рисунке. 

publish33.gif

Анализ оценочной решётки примера показывает, что в данном случае:


1. основными жизненными ценностями являются:

  • физическое здоровье;

  • счастливая семейная жизнь;

  • интересная работа;

  • материальная обеспеченность;


2. приорететами определяющими поведение:

  • внутренняя свобода;

  • реализация своего потенциала;


3. вызывающими сопротивление:

  • развлечения;

4. потенциал внутреннего напряжения:

  • интеллектуальное развитие;

  • здравый смысл;

5. отрицательная реакция на:

 

  • эмоционально насыщенную жизнь;

  • наличие верных друзей.

       
Даже такой первичный анализ даёт возможность составить синергетическую технологию психологического тренинга. Подбор предлагаемых тренингов, если мы желаем опираться на естественные механизмы психических процессов, должен прежде всего быть ориентирован на приоритеты определяющие поведение. Уровень энергетического обеспечения определяется реализацией основных жизненных ценностей.

Субъективная шкала сложности предлагаемх тренингов будет определяться потенциалом внутреннего напряжения на предлагаемые ситуации. Введение в ситуацию компонентов вызывающих отрицательную реакцию и сопротивление явится хорошим тестом на внутреннюю интегрированность. Эта же область является поглощающей жизненную энергию и источником психологических защит, а также направлением расширения жизненного пространства и внутреннего развития.

Следовательно, ожидать обращения за психологической помощью следует при концентрации ситуаций перегруженными компонентами вызывающими отрицательную реакцию и не возможностью их избежать и ими проманипулировать и одновременно реакция на них впоследствии явится критерием успешности психокоррекции. Характер психотренинговых ситуаций и привлекаемые психотехнологии будут определяться областью спектра сознания определяющей приорететы поведения [4], но эффективность их выполнения будет обеспечиваться энергетикой реализованности основных жизненных ценностей.

В рассматриваемом примере применимы юнгианские , трансперсональные психотренинги, психосинтез, Рэйки.
Применение биообратных связей здесь малоэффективно, поскольку "объективным" критерием эффективности психотренинга является внутренняя свобода и уровень самореализации. Саморефлексия выполнения принципов синергетики в каждой из тренинговых и реальных ситуаций делает процесс внутренней самоорганизации гармоничным и естественным.

Литература
1. А.О. Прохоров. Психологические основания феномена неравновесных психических состояний. Бюллетень Международной Академии Психологических Наук, вып 2, Саратов-Ярославль 1995.
2. В.В. Голубинов. Психологические факторы готовности к произвольной психической саморегуляции. Бюллетень Международной Академии Психологических Наук, вып 2, Саратов-Ярославль 1995.
3. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Пер. с англ. Л.В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева под редакцией канд. философ. наук С. М. Черкасова. - СПб.; Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.-288 с.
4. Уайлбер К. КТО Я. Междисциплинарный теоретико-методологический сборник "Вопросы саморазвития человека", вып. 2, под редакцией В. Данченко. Киев, 1990, стр. 50 - 59.
5. Тытарь А. Принципы формирования сигналов биообратной связи. Междуведомственный тематический научный сборник "Медицинские информационные системы", вып. 1 (У111). Таганрог, 1988, стр. 82 - 84.
6. Тытарь А. Синергетические психотехнологии. "Этюды о новой психотерапии", под ред. В. В. Козлова. Минск. 1995, стр. 137 - 140.
7. Меррелл-Вольф Ф. Пути в иные измерения. "София", Киев, 1993.
8. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М.,Прогресс, 1987, 236 с.


 

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

 
Последние комментарии