Главная >> Наши публикации >> Личностный миф и судьба: архетипы родителей как основная предпосылка мироощущения индивида
 

Личностный миф и судьба: архетипы родителей как основная предпосылка мироощущения индивида

Печать
АвторТытарь Е.Т.  

Душа человека состоит, если следовать К.-Г.Юнгу , из архетипов разного уровня глубины, объема и обобщенности: общечеловеческих, расовых, родовых, и, наконец, индивидуальных. Нормальная жизнь души - это нормальная жизнь этих ее структур. Тогда болезни души человека - это нарушения соотношений между внутренней жизнью - жизнью архетипов - и возможностями сознания в их переживании и осознавании, т.е. нарушения в естественном протекании жизненной энергии индивида, нарушении в реализации жизни, осмыслении жизни, потери ее целей, смыслов, невозможности самореализации.

Так формируется то, что называется Судьбой человека.

Одними из важнейших архетипов индивида являются архетипы родителей, вбирающие в себя такие более глубокие архетипические уровни, как архетип Бога, Божественной Матери, Спасителя, Героя, Вечной Женственности и некоторые другие. Если архетипы - это врожденные образования души человека, являющиеся "частью наследованной структуры психического бытия" (1), то образ реальных родителей оказывается чрезвычайно важным в формировании истоков судьбы индивида: как человек соотносит в детстве, т.е. насколько совпадают в его сознании и чувствах реальные родители с архетипами Родителей, настолько его душевная жизнь искажена (или не искажена) и предпосланные этим обстоятельством представления о мире отличаются: либо мир - это безопасное, упорядоченное место, где индивид имеет свою законную долю (судьбу) и роль, свое место, полные права на такую жизнь, какую он считает для себя достойной, либо мир - это место конфликтов, конкуренции, жестокой борьбы, несправедливости, где не у всех есть права, деньги, власть и прочее, а Бог его забыл, или этот человек слишком плох для Бога, или Бога вообще нет, или Бог несправедлив, или слишком, непомерно требователен.

Эти утверждения, после огромного вклада в разработку темы родителей и роли раннего детства для жизни индивида различных направлений психоанализа могут показаться тривиальными, если на этом остановиться. Однако, наша практика работы в области трансперсональной психологии неожиданно развернула новый ракурс этой старой проблемы (по крайней мере, не встречавшийся мне в литературе).

Дыхательные, телесноориентированные и другие психотехники, используемые в качестве методов трансперсональной психологии, довольно быстро выводят того, кто ими пользуется, на проблемы, возникшие в детстве, проблемы с родителями. Обычно эти проблемы сводятся к обнаружению скрытой фрустрации не только от того, что их не любили, не понимали и т.п., но и - от того, что им в детстве НЕ ДАВАЛИ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, причем - сами родители, искажая тем самым архетипический образ Родителей в душе ребенка.

С целью проективного выявления лежащих в основе индивидуальной психики представлений о "самой главной силе", управляющей жизнью отдельного человека, мною была разработана и апробирована на 60 обследуемых методика "Канва судьбы", где центральная исследуемая фигура психики - архетип Бога, которая является, согласно К.-Г.Юнгу, тем, что можно было бы назвать "системообразующим фактором" в душе человека для форми-рования его судьбы. Это - главный регулятор поведения человека, его ценностей, целей, мыслей и чувств, так как включает в себя представления (осознанные и не очень) о разрешенном, плохом и хорошем, о вине и наказании, защите и вознаграждении, и о многом подобном. Подробно результаты этой работы представлены в отдельной статье.

Архетип матери, согласно Юнгу, включает огромную вертикальную шкалу - от "ужасной", "пожирающей" матери до Богоматери. Известны детские "страшилки", популярные в определенном возрасте (5-7лет), где образ "ужасной" матери играет важную - центральную даже - роль. Душа человека стремится пережить и эту ипостась матери - вероятно, в целях своей гигиены.

В традиционных культурах почитание родителей, с этой точки зрения, играло и важную психогигиеническую роль, защищая психику индивида от серьезных нарушений путем защиты образов реальных родителей образами архетипов Отца и Матери. Психогигиена заключалась, видимо, в том, что все, что делали конкретные человеческие родители чело-века, освящалось их архетипическим значением, и акцент в восприятии поведения родителей ребенком делался не на их ошибках, грубости и прочих несовершенствах, а на их главной роли и призвании - любить, учить, кормить, воспитывать и пр., и тем самым исключал всякую возможную критику в их адрес либо неповиновение. Родители же, поддержанные своей архетипической ролью, должны были выполнять ее как можно более полно и достойно.

По-видимому, сейчас можно говорить о том, что в современной ситуации произошло смещение акцента в восприятии детьми своих родителей (как и родителями своей роли) с архетипических на их человеческие характеристики. При этом ребенок теряет опору в себе самом, не в силах сформировать мирообразующую систему без опоры на основные архетипические энергии. Эта дезориентация, вполне вероятно, и является мощным деструктивным моментом жизни души, ведущим к ощущению мира как хаоса, в котором все дозволено, все против всех; далее это - депрессии, фрустрации, потеря смысла жизни и тяжелая судьба, в т.ч. наркомания и алкоголизм. Эти нарушения психики, а, значит, и судьбы плохо поддаются коррекции , возможно, не только из-за раннего импритинга негативных впечатлений, но и из-за архетипического характера нарушаемых образов родителей.

Отсюда можно предположить, что радикальная терапия, или коррекция подобных нарушений, берущих свое начало в депривации архетипических энергий Отца и Матери, должна вестись в направлении восстановления этих архетипов в душе человека в образе Идеальных Родителей. Эту работу инстинктивно (если иметь в виду инстинкт самосохранения на всех уровнях существования человека) проводят души детдомовских детей, при-думывая себе необыкновенных родителей. Скорее всего, ту же роль выполняет уход в монастырь, приход к Богу как к Отцу, прибегание к Богоматери, уход отчаявшихся людей в различные секты. Восстановление естественной "экологии души" происходит через восстановление способности любить своих родителей детства как Родителей, увидеть, как просвечивают эти великие образы через конкретных родителей, и увидеть свою жизнь как реализацию положительных смыслов. Пожилые люди, как правило, вспоминают о своих родителях только хорошее, а плохое, как незначимое, уходит в тень. Возможно, в этом возрасте архетипические образы становятся более важными для здоровья души, чем реалии прошлой жизни. Детдомовские же дети, выросши, часто создают прочные семьи и становятся хорошими родителями для своих детей - не потому ли, что они следуют образу своих идеальных Родителей, незамутненному конкретными чертами конкретных родителей, которых у них не было?

Далее я хочу привести несколько примеров, иллюстрирующих высказанные здесь положения.


1. Мальчик 5 лет, разгорячен игрой, играет один. Его спрашивают: "Во что ты играешь?" - "Я защищал Ленина (дело было в советские времена), на него враги напали, и папа сказал мне :"Молодец!". Отца мальчик до этого ни разу не видел. (Сейчас этот мальчик, выросший без отца, уже 13 лет является прекрасным отцом своему ребенку).

2. Молодой человек 16 лет, при обсуждении сессии холотропного дыхания: "Вижу родителей. Папа - такой большой, умный, добрый, но и строгий, что-то мне говорит, учит: "ты смотри, вот как надо поступать..." - и я его слушаю, уважаю, киваю головой, понимаю. Мама - столько в ней энергии, как ракета-носитель прямо, добрая..." В жизни отношения с отцом неважные, непонимание, дистанция, считает, что отец ни на что не способен.

3. Коррекция методом активного воображения бессознательной установки: "Не смею делать, что хочу, мне не разрешают". Перед внутренним взором появляется картинка из детства: ребенок рыдает, истерика. Переживается фрустрация: мать запрещает что-то делать. Совет психолога - попытаться обойти запрет, уйти туда, где это можно делать - эффекта не дает. Выясняется, что центр проблемы - именно отношение матери. Психолог: "Пусть произойдет что-то, что позволит вам сделать то, что хотите". Ситуация во внутреннем пространстве клиента меняется в неожиданную сторону: клиент ощущает, что у него (ребенка) появляется и буквально "затопляет" чувство любви к матери, потом и к отцу, к бабушке и всем членам семьи, и эта любовь перестраивает все отношения в семье , где начинает царить любовь, понимание, поддержка, и его тоже там понимают и любят, и все его начинания либо поддерживают, либо спокойно и доброжелательно объясняют, чего и почему делать не надо. Пере-живаются безусловная любовь, доверие и восхищение по отношению к родителям. Клиент почувствовал "огромное облегчение, радость и покой". Этот внутренний процесс продолжался несколько дней и завершился снятием ряда мышечных напряжений, эмоциональной разрядкой и снятием внутренних барьеров к деятельности, которые выражались страхом перед началом действий из-за бессознательного страха последующего наказания. Защитным механизмом здесь выступал т.н. "перфекционизм": "Я все равно не смогу достаточно хорошо выполнить эту работу, так что и начинать нечего". Сопровождалось это большим внутренним напряжением, повыше-нием АД, агрессией, повышенным аппетитом, желанием много курить и много говорить.

Эти случаи объединяет то, что можно было бы назвать коррекцией отношений к архетипам родителей в измененном состоянии сознания: игра - у ребенка, холотропное дыхание и "активное воображение" в двух других случаях. Можно предположить, что психика пользуется ослаблением защитных механизмов сознания для восстановления естественной регуляции в протекании душевных процессов, какой бы травмирующей ни была реальность.

Не пережив в своей личной судьбе - хотя бы и таким образом - архетипы Отца и Матери во всей полноте, невозможно вызвать их резонанс в собственной душе, "оживить" их для себя и следовать им в жизни, передавая далее своим детям. Невозможно без этого и упорядочить свой мир, и судьба непременно будет "хромая" - без этой центральной опоры человеческой души - великих образов Отца и Матери человека.


 

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

 
Последние комментарии