Главная >> Наши публикации >> Синергетика интеграции личности
 

Синергетика интеграции личности

Печать
АвторТытарь А.Д.,Тытарь Е.Т.  

Интеграция личности подразумевает процесс формирования некоторой целостной личности, осознанно и эффективно действующей в любой ситуации. По своему внутреннему смыслу интеграция предполагает некоторый процесс самоорганизации личности - самостоятельно или с чьей-либо помощью, направленно поддерживаемый в процессе созидания исходно противоречивой внутренней психической  среды. 

Применение синергетического подхода к построению психотехнологий интеграции позволяет непротиворечиво вводить методики и психотехнические приемы из самых различных психологических и психотерапевтических практик, поскольку они все направлены на решение одной и той же задачи, но в разных представлениях и на разных языках. Синергетический подходпозволяет ввести метаязык для всех этих психотехнологий.

Процесс самоорганизации личности начинается с некоторого исходного состояния.

На наш взгляд наиболее быстро и эффективно исходное состояние проявляется в аффективном поведении в проблемной ситуации. Аффективное поведение проявляется у человека в проблемной ситуации в случае отсутствия опыта ее разрешения. В зависимости от источника возникновения проблем: хронического утомления, дискомфорта во внешней или внутренней  среде, не удовлетворенного желания, внутреннего или внешнего конфликта, не уверенности в себe, страха, внутренних или внешних барьеров, то есть в зависимости от состояний стресса, фрустрации, конфликта, кризиса или дезадаптации оттенки поведения могут существенно отличаться, но общими признаками является либо агрессия: внутренняя или внешняя, или полная каталепсия: не способность к какой либо деятельности.

Проблема всех психотехнологий работы с деструктивным поведением - перевод его на траекторию сублимации деструктивной энергии в созидательную, направленную на повышение уровня самоорганизации, то есть получения опыта разрешения подобных проблемных ситуаций. Синергетический подход к управлению динамикой психического состояния в проблемной ситуации позволяет существенно повысить эффективность психотехнических приемов влияния на процесс  внутренней самоорганизации для их конструктивного разрешения. Во всех случаях конструктивного разрешения ситуации психическое состояние изменяется в сторону прироста энергии и позитивного эмоционального состояния.

Психотехническая работа с использованием синергетического подхода основана не на содержании значимых психических переживаний в проблемных ситуациях, а на выполнении пяти принципов, лежащих в основе самоорганизации систем [1].                                     

Принцип 1. Выбор степеней свободы, неоходимых для достижения цели, и отказ от лишних степеней свободы, что создает упорядоченную структуру взаимодействия компонентов в синергетическом процессе. Связи между отдельными параметрами системы, ограничивающие их свободу, образуют жесткие либо гибкии синергии, выполняющие условия баланса - закона сохранения, или гомеостаза, для живых субъектов. Координаты гомеостаза - равнодействие внутренних и внешних сил, и называются они в синергетике притягивающим аттрактором.

Принцип 2. Система должна быть открыта для обмена энергией, информацией, веществом. Подводимые к системе энергия, информация, вещество создают неравновесную ситуацию, необходимую для возникновения процессов самоорганизации самосогласованных кооперативных процессов. Управление самоорганизацией ведется на основе естественных свойств системы путем изменения подводимой энергии, информации, вещества, изменением свойств системы, изменением взаимодействия внутри системы: сжатия или ослабления - расширения связей между компонентами, участвующими в самоорганизации. Сжатие связей отвечает состоянию в будущем, расширение - в прошлом, что позволяет разработать процедуру перевода из старого к новому, более предпочтительному. Это состояние может быть как состоянием вырождения и деградации, так и более высокого уровня упорядоченности. Один из вариантов управления системой - введение в ее структуру новых единиц влияния на процессы взаимодействия между компонентами (через их внешнее присоединение или формирование их внутри самой системы).

Принцип 3. Согласно исследованиям И. Пригожина [2], состояния систем можно разбить на два класса: равновесная, или линейная, область, в которой все предсказуемо, и неравновесная , или нелинейная, в которой все движения системы являются сложными функциями внутренних и внешних сил. Именно в области сильного неравновесия система способна эволюционировать к некоторому новому стационарному состоянию через некии флуктуации, возникающие сначала в определенной области, а затем распространяющиеся на все пространство существования системы. В зависимости от эффективности  связи между флуктуирующей областью и окружающей ее внешней средой в составе системы флуктуации затухают или усиливаются [1].

Принцип 4. Для поддержания процесса самоорганизации и преодоления затухания и рассеивания энергии в систему должен быть осуществлен непрерывный приток энергии, достаточный для установления новой глобальной структуры. Причем внешние силы, действующие на систему, должны включаться в нее (путем замыкания через обратные связи) в качестве внутренних сил - в этом и есть смысл перехода от внешней организации системы к ее самоорганизации.

Принцип 5. Процесс самоорганизации, приводящий к образованию в неравновесной системе упорядоченных структур с принципиально новыми свойствами, основан на возникновении кооперативных когерентных флуктуаций - колебаний и подстройкой под эти коллективные переменные остальных переменных системы.

Показателем эффективности происходящего процесса самоорганизации является сопровождающий функционал, показывающий жизнеспособность психоструктуры человека: образование новых устойчивых состояний при изменении условий существования. Человек с высокой жизнеспособностью при высокой интенсивности событий успевает перестраиваться, а с низкой жизнеспособностью - накапливает деструктивные изменения и саморазрушается.  Оценкой жизнеспособности является время “захваченности” реактивными переживаниями вследствие ошибки в поведеннии, стресса, фрустрации, конфликта, “застревания” в проблемной ситуации и т. п. . Затянувшиеся негативные переживания приводят к самоизоляции, потере энергоресурса, в конечном счете - к психосоматическому заболеванию. Трансформация негативных переживаний в положительный опыт разрешения проблемных ситуаций ведет к расширению жизненного пространства. Таким образом человек переходит либо в состояния вырождения и деградации, либо более высокого уровня упорядоченности, при этом время “захваченности” негативными переживаниями минимально. У человека с малым временем самовосстановления эффективен процесс самоорганизации (либо это природный дар не “испорченный” социальными условиями, либо восстановлен психологическими тренингами).

В зависимости от доминирующей жизненной установки человека можно выделить несколько типов поведения в проблемной ситуации:

Тип 1. Преобладающая установка на избегание или игнорирование ситуации. Оценка проблемной ситуации ведется по шкале: приятно-не приятно. “Это мне неприятно и я в упор этого не вижу” - одно из типичных высказываний такого человека. Такое поведение требует больших затрат адаптационного ресурса организма, сужения объема восприятия, ощущений и спектра эмоций, что приводит к отчуждению от своего тела со всеми вытекающими нарушениями обменных процессов в организме.

Тип 2. Преобладающая установка в поведени направлена на подавление или поглощение. Оценка проблемной ситуации ведется по шкале: Я этого хочу - Я этого не хочу. Не удовлетворенное желание, подавленная потребность или полная поглощенность своим желанием вызывает состояние фрустрации, психоэмоционального напряжения, возбуждает агрессию, озлобление или переживание обделенной жертвы.

Тип 3. Преобладающая установка в поведении  - противостояние, борьба за справедливость в этом мире. Оценка проблемной ситуации ведется по шкале: это хорошо - это плохо. Как следствие основное состояние у этого типа непрерывный внешний и внутренний конфликт, что ведет к невозможности ни с кем сотрудничать, к недоверию к любой ситуации и развитии психологических защит: изоляции, отрицанию, обращению против себя, проекции, регрессии, реактивных образований и т. д.

Тип 4. Преобладающая установка действия по модели, аналогиям, прецедентам, по требованию обстоятельств, правил, мнений, морали, совести и т. п. . Оценка проблемной ситуации  ведется по шкале: так надо - так не надо. Такое поведение направлено часто на снятие ответственности с себя, усугублению противоречивости внутренней картины мира, формированию ложных личностей, масок,  что веддет к саморазрушению, невозможности самореализации.

Тип 5. Преобладающая установка в поведении направлена на преодолении противоречий в своих взаимоотношениях с миром,  идти до конца в любой ситуации несмотря на ощущения страха выхода ситуации из-под контроля и не возможности управления ею. Оценка ситуации ориентирована на внутреннее ощущение правильности - или не правильности своего поведения. Такая жизненная установка ведет к интеграции, освобождает от внутренних и внешних барьеров и процесс внутренней самоорганизации завершается расширением жизненного пространства и обретением новых возможностей взаимоотношения с миром.

Психотехника трансформации деструктивного поведения для человека с преобладающей установкой типа 1 в соответствии с приципами самоорганизации 1 - 5 должна быть направлена на принятие неприятного, доставляющего боль, накопление опыта поведения в “гурманской зоне”  за пределами удовольствия и до болевого торможения. Психотренинг  управления своей чувствительностью и устойчивостью при воздействии репрессирующего фактора даст возможность трансформации типа поведения. Для такого типа прежде всего необходим тренинг своего тела.

сихотехника трансформации деструктивного поведения для человека с преобладающей установкой типа 2 должна быть направлена на развитие способности мобилизации и сохранения устойчивости своего состояния вопреки сопротивления среды или воздействия “пожирающей” страсти желания или нереализованной потребнности. Психотренинг эмоциональной сферы, осознания иррациональных искажениях своего восприятия, настойчивого поведения в игровых и жизненных ситуациях повышают способность трансформации установки данного типа в конструктивное поведение.

Психотехника трансформации деструктивного поведения человека с преобладающей установкой типа 3 направлена на развитие  эмпатии, способности к самоотстранению, что повышает его способность к ориентации на конструктивнное разрешение проблемной ситуации без потери энергии на борьбу с факторами которые не могут быть изменены.

Психотехника трансформации деструктивного поведения человека с преобладающей установкой типа 4 направлена на развитие пластичности, умении находить в противоречиях единство, способности к снятию дуального восприятия мира. При развитии этих качеств появляются хорошие шансы на трансформацию своего поведения в кризисных ситуациях.

Проблемы аппаратурного контроля динамики психофизиологического состояния человека позволяющего количественно оценивать эффективность используемых психотехнических приемов коррекции поведения в проблемной ситуации рассмотрены в [3].

Психологическая интерпретация динамических показателей психофизиологического состояния вблизи точки бифуркации рассмотрена на обобщенной линеаризованной модели в [4]. В рассмотренной модели учитывался тот факт, что при конструктивном поведеннии система показателей соответствует устойчивому состоянию, что и позволяет эту линеаризацию, а при катастрофном поведении, после точки срыва, с точки зрения психотренинга интерес представляют условия проблемной ситуации приведшие к этому срыву.

Динамика переходного процесса возвращения к конструктивному поведению после срыва представляет интерес с точки зрения оперативной психокоррекции в самой проблемной ситуации, но в данной работе этот аспект не рассматривается.

Психокоррекция аффективного поведения в этой работе рассмотрена с точки зрения психотренинга тех качеств, которые позволяют в начале развития этого процесса  перевести его в конструктивное русло. Синергетический подход к психотренингу людей с преобладанием различного типа установок поведения связан с развитием тех каческтв, которые по разным причинам не сформировались в процессе психического развития на разных этапах жизни [5].

Так у человека типа 1 проблема доверия как к себе, так и к окруужающей среде; у человека типа 2 - чаще всего были проблемы в период формирования качества самостоятельности в своем поведении; у человека типа 3 - также как прблема доверия, так и в более зрелом возрасте повидимому условия развития затрудняли достижения близости и его привычное состояние одиночество [5]; у человека типа 4 чаще всего возникали затруднения в период развития качества умелости ( в терминалогии  Эрика Эриксона);   человеку  стремящегося сделать 5 тип установки доминирующим необходимо развитое качество предпреимчивости и формирование своей целостности. Ориентация  в психотренинге на развитие  недостающих качеств позволяет более эффективно трансформировать тип поведения в проблемной ситуации.

Итак, еще раз рассмотрим интеграцию личности как процесс самоорганизации ее психоструктуры с позиции соответствия принципам синергетики. Любую ситуацию: тренинговую или реальную жизненную воспринимаем как процесс самоорганизации поведения по типу 3, то есть как возможность интеграции в целостность.

В соответствии с принципами синергетики вся сознательная психическая работа должна руководствоваться следующими правилами.

Правило первое. В каждый момент ситуации концентрировать внимание во всем психическом материале на том, что по внутреннему ощущению является наиболее важным для конструктивного разрешения ситуации. Этот объект внимания и будет тем притягивающим аттрактором достижение которого вовлечет в кооперативное взаимодействие в процессе самоорганизации все психические процессы.

Правило второе. При малейшем ощущении недоверия, отторжения, внутреннего или внешнего барьера в восприятии ситуации или другой какой-либо деструктивной психологической защиты, направить свои усилия на внутреннее самораскрытие. Внутреннему самораскрытию способствует расширение объема восприятия ситуации с последующей коннцентрацией на причине сворачивания ситуации.

Правило третье. Доверие к происходящему с концентрацией на желаемом результате с периодическим расширением сознания на все компоненты ситуации вместо подавления или манипуляции - основное условие существования самоорганизующегося процесса.

Правило четвертое. Поддерживать приток энергии в ситуацию, используя при этом все внешние и внутренние стимулы как источник энергии.

Правило пятое. В прцессе развития ситуации переносить внимание на новое содержание, новые свойства, качества, параметры, показатели ситуации, которые могут быть проявлением новой структуры с принципиально новыми свойствами. Во-время замеченные, эти проявления способствуют более эффективному завершению процесса самоорганизации желаемого результата.

Нами разработана система психотренингов работы с ситуациями по перечисленным выше пяти правилам синергетического процесса интеграции личности, которая проверена на большом контингенте и такие психотренинги проводятся нами регулярно в различных регионах.


 

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

 
Последние комментарии