Главная >> Наши публикации >> К вопросу о предмете и методе трансперсональной психологии
 

К вопросу о предмете и методе трансперсональной психологии

Печать
АвторТытарь Е.Т.,Тытарь А.Д.  

Понятия "трансперсональность" и "психология" - каждое в отдельности - достаточно определены. Однако, их сочетание вызывает ряд вопросов, вытекающих из внутренней противоречивости  этого сочетания.

Общеизвестны основания, по которым построена современная научная психология: они являются общими со всеми принципами естественных наук. Отсюда выводятся и определения психики и психологии. Вот некоторые из них.

"Психология - наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики" [1, с. 14].  

"Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности" [2, с. 304].   

Предмет психологии:  "факты, закономерности, механизмы психики", [3, с.6].

"Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию", [2, с. 291].

Задачи психологии:

•    "Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

•    научиться управлять ими;

•    использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех  отраслей практики,  на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

•    быть теоретической основой практики психологической службы", [3, с. 7].

В настоящее время популярно говорить о кризисе в психологии. "Говоря о кризисе в психологической науке, мы имеем в виду резкое падение интереса к фундаментальным психологическим теориям и школам, усиливающуюся критику её основ и методологии, разрыв между академической психологией и новыми психологическими практиками (вслед за Л.С. Выготским их можно называть психотехниками, так вот они развиваются самостоятельно вне традиционного здания психологии), наконец, общее ощущение неблагополучия в области психологических наук (например, все затрудняются указать её лидеров.)" [4, с. 55].

Научная психология с неизбежностью пришла к своему кризису по причинам, имплицитно содержавшимся в ней с самого начала, и которые хорошо продемонстрированы, в частности, преподавателями факультета психологии МГУ.  Так, Ю.Б. Гиппенрейтер пишет:

"Я хотела бы, - пишет она, - предупредить вас об одной ошибочной позиции, которую, впрочем, нередко занимают психологи с большим научным стажем. "Проблемы человеческой жизни, - говорят они, - нет, я ими не занимаюсь. Я занимаюсь научной психологией, Я разбираюсь в нейронах, рефлексах, психических процессах, а не в "муках творчества"". Имеет ли эта позиция некоторые основания? Сейчас мы уже можем ответить на этот вопрос: да, имеет. Эти некоторые основания состоят в том, что упомянутый научный психолог вынужден был в процессе своего образования сделать шаг в мир отвлечённых общих понятий, он вынужден был вместе с научной психологией, образно говоря, загнать жизнь in vitro, "разъять" душевную жизнь "на части". Но эти необходимые действия произвели на него слишком большое впечатление. Он забыл, с какой целью делались эти необходимые шаги, какой путь предполагался дальше. Он забыл или не дал себе труда осознать, что великие учёные - его предшественники - вводили новые понятия и теории, выделяя существенные стороны реальной жизни, предполагая затем вернуться к её анализу новыми средствами" [4, с. 12].

Преподаватель психологии МГУ А.М. Айламазьян пишет следующее: "Начинается всё с того, что на психологический факультет приходят немало молодых людей, надеющихся разрешить свои собственные проблемы, и психические в том числе. Что  же они узнают: оказывается, нет просто человека с его проблемами, нет души и её переживаний; зато есть интроспекция, апперцепция, интериоризация, мотивация, и прочие психологические структуры и процессы. Оказывается, нет вечных вопросов человечества, но есть ценности, установки, личностные смыслы. Нет поступка и жизненного пути, а есть "Я-концепции" и сценарий и т.д. И вообще живых людей нигде нет, проблем, которые волнуют каждого человека, нет, зато есть психические структуры, субъекты,  объекты, реципиенты и т.д. Выясняется, что психология готовит не специалиста по человековедению - такого и понятия в психологии не существует, а просто психолога, знающего какие-то теории, эксперименты, методики. Некоторое время студент ещё сопротивляется, в душе не верит, что нет человека с его проблемами, затем смиряется, успокаивается, наконец. Находит прелесть в "прекрасном новом мире". Зачем вникать в сущность и тайну  каждого человека, зачем постигать его личность, историю и переживания - ведь можно разложить его на отдельные структуры и моменты, научно описать их, ну а затем всему найти своё место. Где? Естественно, не в жизни, а в психологической теории" [4, с. 13].  

Появление трансперсональной психологии во многом обусловлено кризисом современной научной психологии, которая оказалась не в состоянии удовлетворить широкий общественный заказ на методы личностной терапии (немедицинской), личностного развития, переживания трансцендентного опыта и  широкого диапазона состояний сознания. Эту задачу молодёжь решает часто с помощью наркотиков. Как пишет В.М. Розин [4]: " Одна из причин кризиса современной психологии - невозможность удовлетворительно объяснить в психологической науке ряд  реально наблюдаемых фундаментальных фактов психической жизни человека. К ним относятся, например, переживания произведения искусства, психические заболевания и нарушения восприятия, явления сновидения и некоторые другие  [4, с.5]. "Природа переживаний произведения искусства, сновидений, галлюцинаций, пограничных (особых) состояний сознания, достигаемых при приёме психоделиков или другими методами (например, психотехническими приёмами),объяснение природы экстатических религиозных видений или состояний, достигаемых при внушении - это только одна группа явлений, объяснение которых заставляет пересматривать традиционные психологические представления [4, с. 5 - 6].

Необходимость   в трансперсональной психологии возникла также в связи с игнорированием научной психологией трансперсонального опыта. "Трансперсональные переживания - переживание человеком выхода за пределы своего Я, за пределы пространства и времени, возврата в культурное и историческое прошлое  человека и мира. Человек как бы вспоминает эпизоды из истории жизни на Земле. Таким образом свидетельствует о том, что человек обладает способностью  беспрепятственно "путешествовать" в любом времени, в любом мире, микро- и макрокосмосе  [5 с. 344].  

Как пишет С. Гроф: "Мне совершенно ясно, что  нам нужна новая психология, более соответствующая уровню современных исследований сознания и дополняющая образ космоса, который начинает складываться в нашем представлении, благодаря самым  последним достижениям естественных наук" [6, с. 30].  

Как же понимается в современной литературе трансперсональная психология? [7].

"Трансперсональная психология - это  учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех  проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими, или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять"  [6, с. 17].

Но если вспомнить о том, что в этом понятии соединены понятия "трансперсональность", которая имеет в виду сверхличностный опыт индивида, и "психология", предметом которой является изучение именно психики личности, то возникает вопрос: что же может явиться предметом трансперсональной психологии? На этот вопрос до некоторой степени отвечает С. Гроф: "Одним из важнейших вкладов науки о сознании в складывающееся ныне научное мировоззрение стало совершенно новое представление о психике. Если  традиционная модель психиатрии и психоанализа  строго персоналистична и биографична, то современные исследования  сознания открывают новые уровни, сферы и измерения, показывают,  что человеческая психика по своему существу соразмерима "всей вселенной и всему существующему" [6, с. 344].

Целью созданной им Международной  Трансперсональной Ассоциации  С. Гроф считает: "способствовать развитию новой научной  парадигмы, признающей роль сознания и творческого разума во Вселенной, акцентирующей союз разума и тела, изучающей человека в его сложном межличностном, межкультурном, экологическом и космическом контексте. Ассоциация поддерживает все серьёзные усилия, например  на то, чтобы сформулировать всеобъемлющий интегрированный взгляд на природу  человека и Космоса" [6, с. 443].

Говоря о трансперсональной психологии, В.В. Налимов отмечает, что "…она оказывается направленной не  на изучение отдельных  проявлений психики человека, а на попытку понять природу человека в целом - в широком мировоззренческом контексте, основанном,  правда, в значительной степени на буддийской антропологии… она не сосредотачивается на умозрительных построениях, а занимается и  непосредственно экспериментальным изучением внеличностного - трансперсонального состояния сознания…  Трансперсональная психология выделила созерцание как метод изучения, не редуцируемый, как пишет об этом К. Уилбер, к принятому в западной науке  эмпиризму и  логицизму: "Трансперсональная психология  является занятием  специфического характера, которое, - в силу того, что оно трансцендирует ракурс телесности (реальность пространства, времени и предметов) и ракурс рассудка, - оно остаётся свободным использовать их оба; первое - в научно-эмпирических исследованиях, последнее - в философско-психологической постановке задачи. Но оно не может быть схвачено или определено ни одним из них".

"Трансперсональная психология обладает определённой губчатостью. Она впитывает в себя как опыт, достигнутый религиями прошлого (буддизм во всех его проявлениях, включая и дзен-буддизм, и тибетский буддизм; индуизм, суфизм, даосизм, шаманизм), так и некоторые теоретические представления современной физики - здесь особенно интересны публикации таких физиков, как Ф. Капра и известный своими работами по квантовой механике Д. Бом.

 Трансперсональная психология - это не замкнутая на своих проблемах академическая  деятельность, а серьёзно социально ориентированная активность. Здесь остро стоит вопрос о поисках новых форм существования культуры, а в  данной культуре - о гармонизации отношений внутри коллективов и о врачевании, основанном на новом понимании смысла и существа жизни" [8, с. 79].  

В.В. Налимов приводит несколько моделей личности, предложенных представителями  трансперсональной психологии [8, с.81 - 87]:

•    Буддистски ориентированная модель личности;

•    Модель Д. Бома целостности мира как всеобъемлющего движения;

•    Теория Ч. Тарта дискретных состояний сознания и модель эмержентного взаимодействия;

•    Описание реальности, лежащей в основе большинства метафизических традиций мира, К. Уилбера;

•    Картография бессознательного С. Грофа.

 Как можно видеть из приведённых В.В. Налимовым примеров моделей личности в трансперсональной психологии, они весьма кардинально отличаются от концепций личности  в академической психологии.

Попробуем сделать некоторые выводы:

1.    Основные предпосылки  концепций различны: научные - опираются на психофизиологию и психофизику, на нейрофизиологическую модель индивидуальности, структурируя такие понятия, как психические функции, темперамент, характер, мотивация и т.д., и т.п.

2.  Анализируя же предпосылки трансперсональной психологии, мы обнаруживаем опору, прежде всего на то, что ещё И. Кант назвал трансцендентальной апперцепцией. Это - "априорное единство самосознания, составляющее условие возможности всякого знания… таким образом, трансцендентальная апперцепция является сверхличной формой сознания" [9, с. 254]. Физиология (в том числе нейрофизиология) здесь становится всего лишь обслуживающей, а не порождающей психические феномены, системой.

3.   Научной психологии так и не удалось преодолеть психофизический и психофизиологический параллелизм. Представляется, что во многом это явилось следствием изначального дуализма, заложенного в научной картине мира старой парадигмы: деление на материальное и идеальное (духовное) и на субъект и объект. Трансперсональная психология движется по пути преодоления этих дихотомий, - как в трансперсональном  опыте, где снимаются различия между субъектом и объектом в непосредственном переживании единства познающего и познаваемого, так и в теории, опирающейся как на буддийские концепции мира и человека, так и на современные научные (например, Д. Бома). Таким образом, проблемы, зафиксированные в психологии как "психофизиологический параллелизм", здесь снимаются, как не могущие появляться в принципе.

Итак, дуальной картине мира в научной психологии противостоит монизм трансперсональной психологии, постулирующий, в частности, единство мира и человека.  Серьёзным следствием этого является, в частности, неманипулятивность трансперсональных психотехнологий.  

4.    Скорее всего, в связи с тем, что понятие "психика" связано с индивидом, в трансперсональной психологии чаще всего употребляется понятие "сознание", имеющее широкое смысловое поле, не замыкающееся только  на индивида. К тому же, это - основное понятие буддийских практик. Такая подмена является весьма знаковой и многообещающей: сознание, в отличие  от психики, может характеризоваться всеобщностью, множественностью уровней и состояний, и, что очень важно, - самодвижением. Кстати, о самодвижении всеобщей души говорил и К. Юнг. Как отмечает и С. Гроф (с. 443 [5]): "Если традиционная модель психиатрии и психоанализа строго персоналистична и биографична, то современные исследования сознания открывают новые уровни, сферы и измерения, показывают, что человеческая психика по своему существу соразмерима всей Вселенной и всему существующему". Трансперсональная психология как альтернативная стратегия может  преодолеть кризис современного общества и культуры".

5.    Психология как наука построена по структурному принципу, из которого следуют объяснения психических процессов; как можно заметить, в трансперсональной психологии формируется энергетическая модель психики (сознания), и огромную роль здесь  сыграла концепция психики как самодвижения либидозной энергии  психоанализа З. Фрейда и особенно аналитической психологии К. Юнга, а также - идей А. Лоуэна и В. Райха. Представляется, что энергетическая концепция сознания содержит в себе массу возможностей как для практической трансперсональной психологии, так и для разработки её теории. Практические достижения трансперсональной психологии,  попавшие в разряд парапсихических либо сверхвозможностей, заставляют пересмотреть ряд классических психологических представлений, например, о природе психических функций (памяти, восприятия, внимания и др.), возможностях саморегуляции; порогов восприятия и т.д.

6.    Трансперсональную психологию  следует, видимо, разделить с трансперсональным опытом, в т.ч. духовным. Предметом трансперсональной психологии  может являться изучение как опыта необычных (изменённых) состояний сознания, так и так называемых "переходных состояний" психики человека - от переживания паттерна холотропного - индивидуализированного, разделённого, атомарного сознания (как по отношению к внешнему миру, так и к внутреннему) - к состояниям  расширенного сознания, единого в своём переживании, как самого себя, так и мира; от состояния борьбы, деструкции, отрицания - к состоянию единства, консолидации, сотрудничества с самим собой, с другими людьми, со всем миром. Предметом трансперсональной психологии является и изучение таких переходных состояний, как конфликты (внутренние и внешние) бессознательные импульсы, отчуждение от себя и мира, невозможность творчества, любви, сотрудничества, психосоматические заболевания и различные неврозы. Все эти состояния в трансперсональной психологии рассматриваются как "болезни роста" личности, обладающие в самих себе реальным потенциалом преодоления их негативного аспекта и развития в свою противоположность. Это приводит к концептуально важному моменту трансперсональной психологии, где она выступает в своём  психотерапевтическом аспекте, как психотерапия через развитие, "восхождение" личности  к себе самой.

7.    И здесь возникает проблема (и вовсе не только теоретическая) соотношения духовного опыта и духовных практик и трансперсональной психологии. Думается, что трансперсональную психологию нужно отличать от трансперсональности как духовного опыта. Здесь предметом трансперсональной психологии  может быть изучение  путей духовного развития с точки зрения того, что именно развивается в психике (сознании) человека в результате духовных практик; какие появляются качества и какую потребность они удовлетворяют; чем характеризуется эта область с точки зрения  трансперсональной психологии. Так как духовные ориентиры являются основными  в трансперсональном развитии, они также должны стать предметом изучения трансперсональной психологии.

На наш взгляд, "Теория позитивной дезинтеграции" (ТПД) [10] К. Домбровскогои его школы является концепцией, наиболее адекватно (в психологическом отношении) описывающей самодвижение развивающейся психики. Эта концепция содержит психологическое описание качеств, действующих факторов, условий, потенциала, внутренней психической среды и динамизмов. Автор различает биосоциальные фазы и личностные уровни развития. Психотерапию (неклиническую) К. Домбровский понимает как помощь в личностном развитии. Ему же принадлежит идея "комплексного, многостороннего" "диагноза": в обследовании клиента участвуют, кроме терапевта, психолог и философ. К. Домбровский разделил неврозы на "регрессивные" и "неврозы развития", являющиеся следствием "позитивной неприспособленности" к реальности, вынуждающие человека к преобразованию себя и жизни.

Эти, и не только эти, идеи К. Домбровского сближают его с концепцией индивидуации К.-Г. Юнга, но эта тема требует отдельного серьёзного рассмотрения, так как мы считаем, как и многие авторы работ по трансперсональной психологии, что идеи К.-Г. Юнгаявляются во многом основополагающими в теоретическом осмыслении и практике  трансперсональной психологии.

Итак, постепенно вырисовывается понятийное поле трансперсональной психологии, которое, разумеется, не перечёркивает понятийные системы иных психологий, но может привести к пересмотру не только понятий, но и более глубоких оснований в представлениях о природе человека, психики и сознания. Так существенным моментом, отличающим трансперсональную психологию не только  от научной психологии, является ориентация в её практике не исключительно на прошлый опыт индивида, как в психоанализе; и не только на настоящее - как в гештальттерапии, а на временну'ю целостность человека, включающую его прошлое, настоящее и будущее.

 Перенос акцента в трансперсональной психологии с биосоциальной природы человека на космическую, с хилотропной на холотропную, со структурной на энергетическую, а модели мира - с дуальной - на монистическую, - должен с необходимостью привести к вопросу о методах трансперсональной психологии.

Как нам представляется, наиболее адекватным методом, способным описать процессы самодвижения, саморазвития психики в понятийном поле трансперсональной психологии, является синергетический метод[11, 12, 13] в сочетании с  ТПД К. Домбровского (подробный анализ этого  синтетического подхода разрабатывается авторами).

Процесс самодвижения (саморазвития) личности (сознания, психики), что должно бы являться, в конечном счёте, предметом трансперсональной психологии, в понятийном поле синергетического подхода выглядит так.

1.    Для начала процесса саморазвития личности необходимо наличие аттрактора, условие открытости системы - обмен энергией и информацией со средой. Здесь ещё может действовать хилотропный аттрактор, или - "мотивация недостатка" по А. Маслоу, или 1-й уровень по К. Домбровскому: выполняется условие неравновесности системы.

2.    Энергообеспечение должно увеличиваться и стать достаточным для преодоления деструктивных процессов и формирования новых структур внутри системы - преодоление 2-го уровня по К. Домбровскому.

3.    Должно выполняться условие кооперативности: направленное взаимодействие компонентов системы, ведущее к образованию (развитию) ядра новой структуры, как основания для  трансценденции за пределы наличного состояния системы (с новым, холотропным аттрактором). Это появление новых, высших потребностей  личности (по К. Домбровскому), 3-й уровень развития в ТПД. В отличие от хилотропного аттрактора, который проявляется как синтез прошлых условий и настоящих возможностей, холотропный аттрактор  проявляется как детерминация будущим интегральных возможностей прошлого и настоящего. Это приводит к расширенным состояниям сознания. В отличие от хилотропного аттрактора, который, как правило, является внеположенным, внешним по отношению к личности, холотропный аттрактор проявляется при условии концентрации энергии  внутри индивида, доверия к внутренним процессам как к управляющим - больше, чем к внешним, сознании собственной самоценности, несводимой к внешним шкалам оценок, и, таким образом, холотропный аттрактор является проявлением внутренних, имманентных индивидуальному сознанию, смыслов, целей и ценностей. Это - уровень самоактуализации по А. Маслоу или 4-й уровень развития личности по ТПД К. Домбровского.    

4.    Далее, с точки зрения синергетики, факторы внешней среды становятся внутренними стимулами саморазвития системы. Система расширяется  до слияния со средой. Так создаются условия для образования трансперсонального аттрактора, следующего за 4 уровнем (самоактуализации) -  это переход сознания на уровень единства "Я" и Мира.

5.    Аттрактор первого уровня, по мере саморазвития, разворачивается в аттрактор 5 уровня (ТПД), где очевидно уже, что целью саморазвития системы является  сама система (человек, сознание, личность), разворачивание её потенциала до состояния самоотождествления со всей средой - без самоуничтожения.

На этом уровне развития нет уже необходимости ни в какой психологии, в том числе и трансперсональной. Психология (в том  числе и трансперсональная) нужна как помощь на пути человека к самому себе, помощь в преодолении кризисов, которые, в свете вышесказанного, могут быть следствием (по ТПД К. Домбровского):

•    Неразвитости  "внутренней психической среды";

•    Недостаточной развитости некоторых видов потенциала внутреннего развития, несформировавшихся "динамизмов" развития;

•    Отсутствия "третьего фактора" развития.

Как следствие - отказ от дальнейшего развития, возвращение к хилотропности, появление страхов  уничтожения, приспособление как способ избегания самореализации; лжедуховность. Практика трансперсональной психологии накопила большой материал по этим проблемам,  который требует самого серьёзного анализа.

Синергетический подход позволяет ухватить психику в её целостности, как саморазвивающуюся систему, не членя её на отдельные функции, и выработать критерии нормы и патологии развития, исходя из основных принципов  развития органической системы, (которой и является человек). Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы "Человек", и показать, при каких условиях  возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности. Здесь же снимается проблема разделения "душа - тело"  (психосоматическое единство становится очевидным).

Синергетический метод, таким образом, не противоречит и тем базовым понятиям, которые лежат в основе трансперсонального опыта и новых научных теорий: монизму (единству человека и мира, духовного и телесного); холизму как представлению об изначальной целостности сознания человека; энергийности психики (сознания); возможности самодвижения и саморазвития - без необходимости внешнего управления; идее преодоления кризисов  на пути конвергенции, кооперации и  взаимодополняемости  сторон психической жизни, которые хилотропное сознание  разводит, противопоставляет, делает проблемными.

Если искать предмет трансперсональной психологии в области исследования путей к трансперсональному опыту, расширению сознания и личностному росту индивида, преодолении кризисов на пути духовного роста - то можно  сказать, что синергетический метод может помочь в решении  этой задачи не только в её теоретическом осмыслении, но и в анализе уже существующих психотехнологий, а также - в порождении новых методов трансперсональной   психологии, адекватных её предмету.


ЛИТЕРАТУРА

1.    Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-Метод. Материалы к курсу "Общая психология" - М., Просвещение, 1986. - 272 с.

2.   Психологический словарь. Под ред. В.И. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. Переработанное и дополненное. М.: Педагогика - пресс, 1996 - 440 с. ил.)

3.  100 экзаменационных ответов по психологии. - Ростов на/Дону, изд. Центр "Март", 1999, - 256 с.

4.    Розин В.М. Психология: теория и практика. Учебное пособие для высшей школы. - М.:   Издательская группа "ФОРУМ" - "ИНФРА_М", 1998. -296 с.

5.    Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 1999. -520 с.

6.    С. Гроф, "Холотропное сознание." Пер. с англ. М.: Издательство  Трансперсонального института, 1996. - 248 с.

7.    "Пути за пределы "Эго".- М.: Издательство Трансперсонального института, 1996.-318 с.

8.    Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во "Прометей" МГПИ им. Ленина, 1989.

9.    Философская энциклопедия. Т. 4. Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., "Советская Энциклопедия", 1967. 592 с. с илл.

10    Е. Тытарь. Концепция личности в теории позитивной дезинтеграции К. Домбровского (в печати).

11.    А. Тытарь. Синергетическое управление психическими процессами. Сб. под ред. В.В. Козлова: Ребёнок и пространство. Семь шагов к истине. М., 1996г., 197 с.

12.    А. Тытарь. Синергетические психотехнологии. “Этюды о  новой психотерапии”,           под ред. В. В. Козлова. Минск. 1995, стр. 137 - 140.

13.  Тытарь А. “Синергетика интеграции личности” с. 32-39 в сб. “Психотехнологии в соци-  альной работе”, вып. 1, под ред. В.В. Козлова, Кострома, 1996, 77 с.


 

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:


Защитный код
Обновить

 
Последние комментарии